http://www.radosvet.net/uploads/1233767389_426718330.jpg

Видимо, у первобытных обитателей Сибири были достаточно развитые представления об окружающем мире. Но мир они воспринимали иначе, чем мы. Их представления о мире носили ярко выраженный мистико-религиозный, мифологический характер.
Тонкий мир, окружающий коренные сибирские народы имел множество богов и духов.
Древних духи жили повсюду: в небе и в воздухе, в камне и в дереве, в воде и в земле. Им подчинялись природные стихии, животный и растительный мир, мир людей.
Духи могли быть добрыми и злыми, могучими или слабыми, они помогали и вредили, защищали и нападали.
По сведениям из заслуживающих доверия источников в жизни шаманы постоянно общались с миром духов, приносили жертвы и просили о помощи.
Духи как добрые, так и злые постоянно находились рядом с человеком, образуя свой мир.
Духов видели в разных обличиях: в виде зверей, птиц, грозных воинов, красивых девушек, сморщенных старух, уродливых чудовищ и других неведомых существ.
Видимо, шаманы изготавливали их фигурки, заменяющие самих духов. Эти фигурки кормили, наряжали, дарили фигуркам вещи, общались с ними.

Остатки фигурок таких духов и богов нашли археологи в Мальте и Бурятии.

Коренное население Сибири верило, что жизнь каждого человека и любого коллектива зависела от воли богов и духов, и от того, какие отношения складывались у людей с этим незримым миром.
Мир духов был незримым, ибо простому человеку не дано было его видеть или слышать. Только немногие, избранные самими духами, шаманы, могли проникнуть в этот мир, чтобы встретиться с потусторонними существами, говорить с ними, просить о помощи и даже вступать с ними в опасную битву, защищая сородичей.
первые шаманы появились в эпоху верхнего палеолита.
многие шаманы имели специальные маски. Их делали из дерева, кожи, бересты или металла. Маски одевали во время главных обрядов, чтобы враждебные духи не могли узнать шамана и потом отомстить ему.
Шаман означает "одержимый, неистовый". Шаманы били в бубен, собирая вокруг себя духов, и в танце общались с ними. Делали они это столь яростно, что доводили себя до полуобморочного состояния.
Шаманы не были обманщиками, они верили в свой особенный дар.
Они были искусными лекарями, знали полезные свойства растений, готовили лечебные отвары. Некоторые шаманы владели гипнозом и внушали людям веру в собственные силы, исцеляя несчастных.
Шаманы в Сибири были первыми музыкантами. Шаманский танец был целым спектаклем. Они очень необычно одевались. В своем наряде шаман становился, похож на какого-нибудь зверя или птицу - своего мифического предка. В танце он имитировал голоса животных и их повадки. На плащ нашивались различные амулеты. У каждого шамана были свои магические предметы, которые помогали связываться с духами. Люди верили, что сильный шаман может не только говорить с духами, но при необходимости и сражаться с ними. По нашим сведениям шаманы использовали боевые луки, копья, сабли, плети.
Плюс к этому, согласно легендам, шаманы играли в древнем обществе исключительно важную роль. Ни одно большое дело не начиналось без их одобрения. Они предсказывали погоду, указывали лучшее место для охоты, помогали при родах, устраивали похороны, были во главе праздников и жертвоприношений духам.

Известно, что шаманство - одна из религиозных древнейших систем. В Сибири оно было распространено повсеместно и существовало вплоть до 20 века, а у некоторых народов практикуется и сейчас. У американских индейцев тоже распространено шаманство. Когда сибиряки переселялись на Американский континент, шаманство у них уже существовало.
В конце 20-х - начале 30-х годов 20 века большевики развернули активную антирелигиозную деятельность.
Сибирский шаманизм был практически полностью уничтожен. У шаманов отбирали ритуальные принадлежности, запрещали камлать, ссылали и сажали в лагеря, некоторых устраняли физически. По сведениям из заслуживающих доверия источников, только живущие в самых отдаленных районах, продолжали свою деятельность.
Но именно в это время началось активное изучение шаманизма учеными-этнографами. За годы гонений на шаманов многие музейные коллекции пополнились шаманскими атрибутами, которые и ныне являются гордостью музейных собраний. Исследователи сделали множество снимков последних сибирских шаманов, записали их рассказы и присутствовали на камланиях и праздниках и подробно описали их. Благодаря этому про сибирский шаманизм известно достаточно много.
Сейчас в некоторых национальных республиках появились практикующие шаманы, и шаманизм стал вновь претендовать на роль господствующего мировоззрения в обществе. Например, в республиках Бурятия и Тува шаманизм признан национальной религией. Здесь созданы шаманские общества, проходят публичные шаманские сеансы. Камлания происходят даже в кабинетах министров и президентов.
Шаманы участвуют в выборах и помогают претендентам с помощью магии добиться своей цели, то есть выиграть выборы и т.д.
Все важные камлания проводятся шаманами с участием бубна. В шаманских верованиях бубен имел очень много значений.
Примечательно, что бубен представлялся ездовым животным шамана - конем или оленем. Он олицетворял именно то животное, шкура которого использовалась для изготовления кожаного покрытия.
Во время камлания шаман мог путешествовать на бубне как на коне или олене в верхний мир, где обитают добрые духи.
Примечательно, что для шаманов, путешествующих в нижний мир к злым духам, бубен превращался в лодку, способную везти шамана по подземной реке.
Если же шаману приходилось в своем путешествии вступать в борьбу со злыми силами, бубен мог превращаться в непробиваемый щит или в лук, и защищал своего хозяина.
На эвенкийском бубне есть специальные подвески-мечи, которые в минуту опасности превращались в грозное орудие.
Плюс к этому, согласно легендам бубен помогал шаману входить в транс, чтобы общаться с духами.
Камлание начиналось обычно с разогревания бубна на огне - оживления или очищения бубна. Затем шаман начинал бить в бубен. Удары в бубен и пение шамана созывали духов-помощников, которые согласно древним верованиям, слетались и рассаживались на подвесках бубна.
По сведениям из заслуживающих доверия источников, шаман приобретает бубен только по воле или с согласия духов. Духи сами показывали дерево, из которого нужно сделать обод (обечайку) бубна.
кетский шаман, чтобы найти нужное дерево завязывал глаза и шел в лес. Кожа для бубна бралась только со шкуры специально выбранного животного, которое шаману тоже указывали духи.
Изготовив бубен, шаман должен был показать его верховным духам. Для этого устраивалось специальное камлание - "оживление бубна", во время его шаман рассказывал духам о дереве, из которого сделан бубен и о животном, чья кожа использовалась. Шаман просил разрешения камлать с этим бубном.

Вся жизненная сила шамана была связана с бубном.

Примечательно, что у шамана в течение жизни могло быть несколько бубнов. Обычно не более 9. Когда рвался последний бубен, заканчивалась и жизнь шамана, он должен был умереть.

Если же шаман умирал раньше, то и бубен умертвляли, выпуская из него духов. Обычно его протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана.
По нашим сведениям во время проведения ритуалов шаманы одевались в специальные костюмы.
Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Каждая деталь костюма имела свое особое назначение.
Известно, что металлические подвески изображали фигурки животных, птиц, или людей, это символы важнейших духов-помощников.

Примечательно, что длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце, зеркало или щит шамана.

Есть там и изображения солнца и луны, звезд, даже бубенчики и колокольчики.

По нашим сведениям подвески во время камлания могут превращаться в реальные предметы или существа и помогать шаману.
Звон колокольчиков и бряцание металлических подвесок во время камлания создавали дополнительный звуковой эффект.
Также, в частности считалось, что злые духи боятся звона металла и не приблизятся к шаману.
Сам кафтан или плащ сшит так, чтобы человек в нем походил на зверя или птицу. Для этого к рукавам и к нижней части пришивались полоски кожи и ленты. Раскинув руки, танцуя, шаман в глазах наблюдателей превращался в мифическое животное или птицу. Наверное, это отголоски того времени, когда шаманы одевались в шкуры животных, исполняя древние охотничьи обряды. Головные уборы у шаманов также своеобразны.
Известно, что эвенкийские шаманы носили на голове металлическую корону с рогами, похожими на оленьи.
Путешествуя в потусторонних мирах, шаманы в случае опасности превращались в оленя и защищались от злых духов рогами.
Алтайские и тувинские шаманы надевали на голову повязку с лентами и перьями. На повязке вышивали глаза и рот.
Считалось, что это голова священной птицы, которой становился шаман во время камлания. Так же как и бубен, шаманское облачение изготавливалось только с разрешения духов. И только через несколько лет, после того как человек начинал шаманить, духи разрешали изготовить плащ. А подвески появлялись на нем постепенно. Шаман знакомился с новыми духами во время путешествия, если они становились помощниками - на плаще появлялись соответствующие подвески.
По сведениям из заслуживающих доверия источников у народов Южной Сибири к шаманскому плащу люди, которым помог шаман, пришивали разноцветные ленты в знак благодарности.
Если лент много на его одеянии - значит это сильный шаман. Полное шаманское облачение было далеко не у всех шаманов. Многие начинающие шаманы не имели ни специального одеяния, ни бубна с колотушкой. Даже старые, но слабые шаманы могли не иметь ритуального облачения, а проводили сеансы в повседневной одежде, пользуясь только священными предметами.
Как показывает практика, шаманом мог стать далеко не каждый.
Шаманской технике нельзя научиться, ее можно получить только в качестве дара.
По рассказам многих шаманов, они получили этот дар либо от предков шаманов, либо непосредственно от духов. Шаманский дар - это не только награда избранному, это скорее тяжкое бремя, так как от него нельзя отказаться.
Плюс к этому, согласно легендам, перед тем, как стать шаманом человек тяжко болеет, у него бывают галлюцинации, кошмарные сны, боли во всем теле.
Считалось, что так духи принуждают его принять шаманский дар.
В таком случае обращаются к опытному шаману, и он рассказывает, что надо делать. Под его руководством совершается первое камлание или посвящение.
Шаманы рассказывают, что во время посвящения духи уносят их в небеса, расчленяют тело, варят его в котле, обдирают мясо от костей, и только потом собирают человека вновь, вдыхают в него новую душу и учат, как нужно шаманить. После этого камлания жизнь человека круто меняется. Он становится шаманом.
Шаман уже не может свернуть с избранного пути, не подвергая себя смертельной опасности. Все последующую жизнь он связан с духами, они направляют и учат его. В любое время года, независимо от желания, он должен камлать по первому зову людей или духов, чтобы служить тем и другим одновременно, осуществляя непрерывную связь между миром людей и миром духов.