Практик

Объявление

Закрытые разделы форума: Чернокнижие, Взаимодействие с сущностями, Любовная магия, магия для Денег. Форумы наполняются проверенными, опробованными способами. Для получения доступа писать личное сообщение пользователю T.G.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Практик » Магия и ее виды » Енохианская магия


Енохианская магия

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

История возникновения енохианской магии.
Изложено по книге Дональда Тайсона "Енохианская магия для начинающих"

Часть 1.
I
Теургия и гоэтия.
Согласно ангелу Аве (Ave), злым ангелам разрешили спуститься на Землю и распространять ложное и разрушительное знание, потому что цари Земли, обретя мудрость, завещанную им Енохом (Enoch), обрели и высокомерие. В качестве наказания Бог послал ложных и вводящих в грех ангелов обучить людей тому, что теперь известно как черная магия. Таким образом, Бог позволил человечеству стать инструментом своего собственного наказания. Однако Аве сообщает Келли, что Бог решил еще раз распространить на Земле истинную мудрость Еноха, которая сохранилась в его небесных книгах. Ди и Келли должны были стать инструментами распространения.
"Теперь ради своего удовольствия Бог решил воскресить это учение снова из тьмы, исполнив свое обещание Еноху"
Бог общался с Джоном Ди, через своего посланника - ангела Аве - и визионера Эдварда Келли, и сообщил, что система магии, которую он дает Ди, - подлинная мудрость Еноха, которую можно "использовать на земле". "Сто и пятьдесят львов, духов зла, греха, и обмана" являются теми же самыми падшими ангелами, которые, по Книге Еноха, грешили со смертными женщинами и дали человечеству развращающее учение. Согласно Аве, это ложное обучение состояло, главным образом, из демонической магии или гоэтии. Абсолютно все сторонники религиозных, философских, или магических систем претендуют на то, что их система - единственно правильная, а все методы, которые отличаются из нее, - развращающие и ложные... Клевеща на другие формы магии, ангелы надеются возвысить свое собственное учение и придать ему большую важность в глазах Ди.
Келли, который прежде, чем начать сотрудничать с Ди, имел значительный опыт и непосредственное знание некромантии и других форм черной магии, сообщает Aве, что мудрость Еноха кажется ему очень похожей на общую магию, известную ему, но Аве уверяет Келли, что "нет, все другие формы - не более, чем игра", имея в виду, что енохеанская магия является единственным истинным волшебством, одобренным Богом и принятым ангелами небес".

Врата и ключи.
Важно понимать, что енохианская магия имеет отношение исключительно к ритуалам воззвания и повелевания ангелами и малыми духами. Говоря о формальном енохианском воззвании, известном как Ключи, ангел Мапсама (Mapsama) сообщает Ди:
"Эти Послания затрагивают все части Мира. Управлять можно как целым миром, так и его частями; Следовательно, Вы можете делать что угодно. Эти послания - ключи к Вратам и Городам Мудрости. Эти врата не могут быть открыты, но их можно увидеть".
Существует 49 Врат к Городам Мудрости. Однако, одни Врата слишком святы, чтобы быть открытыми, таким образом их остается сорок восемь. Города мудрости - духовные области, населенные различными иерархиями ангелов с различными функциями на земле. Эти небесные города представлены сорока девятью квадратами, заполненными буквами и числами, которые содержат сорок девять строк и сорок девять столбцов. Все вместе, эти квадраты являются Книгой Еноха.
Сорок девять квадратов не играют важной роли в енохианской магии. Они служат хаотическим основанием, из которого были выведены слова Ключей во время сеансов видения (общения с ангелами).
Скрытые энергии этих квадратов коллективно воплощены в единственном квадрате, состоящем из четырех квадрантов или малых углов. Он называется Большим квадратом (или Великим Столом или Великой скрижалью). Это - магическая схематическая диаграмма енохианского мира. Каждый квадрант в Большом Квадрате известен как Сторожевая башня. Ключи открывают врата к городам ангелов, чьи имена написаны в Сторожевых башнях и вызывают их многочисленных обитателей. Все вместе, эти сорок восемь Ключей и Большой Квадрат из четырех Сторожевых Башен формируют основу енохианской магии.

Книга Серебряных Листьев.
Есть и другая книга, которая, несомненно, связана с книгой магических квадратов. Ди было предписано создать ее с незаполненными листами, чтобы впоследствии ангелы могли проставить свои подписи. Они должны были надписать книгу непосредственно в течение инициатического ритуала, который устанавливал контакт с енохеанскими иерархиями:
Мапсама: Свяжите вместе 48 листов; они должны быть посеребрены: их периметр должен быть 30 дюймов, длина 8, а ширина 7.
Являясь фактически Книгой Духов, Книга Серебряных Листьев должна была содержать имена, сигилы, и иногда изображения духа, который поступает на службу магу. В ней дух подписывает книгу самостоятельно своими знаками и подписями, и клянется в повиновении. Конечно, фактически он не способен к письму в книге. Он пишет с помощью мага, используя его как свое тело. В случае Ди, ангелы из сорока восьми духовных городов, которые могут быть открыты Ключами, должны были подписаться магическими символами, которые вероятно содержали комбинации чисел и букв.
Однако мы никогда не узнаем о содержании Книги Листьев, так как книга эта, если и была когда-либо сделана, не сохранилась. Таинственные знаки должны были быть надписаны на посеребренном пергаменте мощной великой Матерью многих енохианских ангелов, которая идентифицирует себя только с еврейским именем бога Эхейе (Eheieh). Она является Королевой Открытых Небес. То, что листья книги посеребрены, косвенно намекает на то, что Мать ангелов - это Лунная Богиня, и что енохианская магия является характерно лунной. Понедельник (день Луны) является енохианским воскресеньем.

Енохианская работа.
Книгу Серебряных Листьев следовало заполнить после восемнадцатидневной ритуальной работы, во время которой первоначальное воззвание, составленное Ди и Келли, необходимо было произносить каждый день. Ди был проинструктирован ангелом Аве о том, чтобы в течение первых четырех дней работы он обращал свои воззвания только к именам Бога; следующие четырнадцать дней Ди должен был вызывать иерархии ангелов определенными именами Бога, которым подчинялись эти иерархии.
Выполнив эти ритуалы, Ди получал, наконец, возможность взывать к Созданиям (ангелам) Тридцати Этиров или Воздухов, которые представляют последние тридцать Ключей. В последнем девятнадцатом ключе изменяются только имена этиров, во всем остальном текст воззвания идентичен. По этой причине девятнадцатый Ключ известен как Ключ к Тридцати Этирам. Принцы Этиров управляют, как правило, меньшими духами регионов или королевств мира. Это были духи, распределенные по регионам, географически, - именно ими Ди желал управлять.
Об одеждах и книгах, используемых во время этой работы, Аве говорит: "Вы никогда не должны использовать Предмет одежды после ритуала, а только единожды, точно также как и книгу.

Енохианская магия была запретна для Ди и Келли.
Нет доказательств того, что Ди и Келли когда-либо проводили работу по инициализации енохианских сил. Они ожидали разрешения на это от ангелов, но так никогда его и не получили.
Мапсама: Вы просили мудрости, и Бог открыл ее Вам, по его желанию: Он дал Вам ключи, дабы вы могли войти; Но будьте скромны. Вступайте с разрешения. Не поступите опрометчиво. ... Многие поднимались так высоко, но немногие вступили сюда. Но если разрешение получено, тогда Вы сможете практиковать постоянно. Однако всегда взывайте к Богу и руководствуйтесь доброй целью в своей работе.
Если вдумчиво проанализировать расшифровки енохианских стенограмм, становится очевидно, что ангелы намеревались лишь вручить Ди систему енохианской магии, но они не собирались позволять ему пользоваться ею. Ди и Келли были лишь инструментами, через которые ангелы передали енохианскую магию человеческому роду. Габриэль сообщает Ди и Келли: "через вас двоих время приходит". Ангелы гарантируют Ди и Келли, что они продолжат процветать и будут в безопасности, пока они остаются вместе, потому что они - две части одного целого.
"Пусть провидец смотрит, позаботьтесь о хорошем выполнении его задачи; ибо вы оба - единый орган в этой работе".
Как становится понятно из сообщений ангелов, Келли был предоставлен дар "второго зрения" исключительно для того, чтобы он мог помогать Ди в деле получении енохианской магии.
В другом месте ангел Уриэль, чьими устами говорит Бог, сообщает Келли: "Я сделаю тебя великим Провидцем. Небесное понимание и духовное знание должно быть запечатано через тебя в этом мире". Келли расценивался ангелами как своего рода "психический телефон", через который они могли достигать сознания Джона Ди. Ангелы даже допускали подозрения Келли в их адрес и его устные злые высказывания по их поводу. Они знали, что Келли не переваривает их и рассматривает как обманщиков.
Вместе с тем Джона Ди Ангелы уважают за благочестие и мудрость, но даже ему они не разрешат достичь полного понимания енохианской магии. Ангел Габриэль сообщает это Ди, и указывает на то, что Ди и Келли должны оставаться вместе, чтобы быть единой органической целостностью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Ди и Келли явились двумя половинками человеческого механизма для получения и записи ангельских мистерий. Келли имел способность чувствовать ангелов и слышать их. Ди обладал интеллектом, чтобы понимать и точно транскрибировать их, и исправлять любые ошибки, произошедшие во время сеансов. Отдельно каждый из них не смог бы генерировать систему енохианской магии. Каждый действовал как катализатор другого.

II
Джон Ди и Эдвард Келли.
Невероятное партнерство.
Чтобы понять происхождение енохианской магии, необходимо уяснить себе суть того странного партнерства, которое дало ей возможность появиться на свет. Вряд ли когда-либо соединялись люди, столь различные, как Ди и Келли. Они отличались как день и ночь...
Ди искал познания как инструмент, с помощью которого он мог бы служить своей нации и реконструировать человеческое знание. Все, что хотел Келли, это найти секрет алхимического преобразования, чтобы получить персональное богатство и власть. Каждый из них нуждался в другом, чтобы осуществить свою мечту. Они часто ссорились, но многие годы оставались вместе, и даже после того, как их пути разошлись, все равно были подлинными друзьями.

"Мои вездесущие глаза"
Джон Ди (1527-1608) был старше Келли на двадцать восемь лет. Его отец, Роланд Ди, незначительный и весьма бедный дворянин из Уэльса, служил при дворе короля Генриха VIII.
Он состоял при королевской кухне, где вырезал мясо к столу короля. Молодой Ди был воспитан в гордости: его семья числила в дальних предках древних королей Уэльса.
Уже в юности Ди показал себя вундеркиндом в области математики. В пятнадцать лет он стал студентом Колледжа Сент-Джона в университете Кембриджа. Он превосходил других студентов в учености и учился наукам с фанатическим рвением. Так, например, он пишет: "в 1543, 1544 и 1545 годах я испытывал такое рвение к учебе, что в течение тех лет имел за правило спать только четыре часа каждую ночь; на еду, мясо и напитки, выделял два часа ежедневно; оставшиеся восемнадцать часов (отрываясь лишь для молитвы) я занимался моими исследованиями и изучением наук".
В 1546 он получил степень бакалавра искусств в Колледже Сент-Джона, и позже, в том же самом году, стал одним из первых студентов Колледжа Святой Троицы (Trinity College), недавно основанного Генрихом VIII. Хотя Ди получил в Тринити степень Магистра Искусств, впоследствии занимался многочисленными исследованиями и читал лекции в университетах Louvaine и Парижа, нет ни какого доказательства, что приобрел степень доктора в каком-либо из университетов Европы. Видимо, звание доктора было просто почетно присоединено к нему за его заслуги.
Уже став дипломированным специалистом в Тринити, Ди приобрел прозвище "чародей", которое затем следовало за ним всю его жизнь. Для пьесы Аристофана "Мир" он изобрел механического жука, который поднимал одного из актеров воздух. Механизм был так хорошо разработан, что многие в аудитории думали, что Ди достигал эффекта с помощью сверхъестественных средств.
Когда в 1559 году Елизавета всходила на трон, именно Ди с помощью астрологии выбрал дату ее коронации.
Однажды Ди был вызван, чтобы исследовать восковую куклу, которую сделала ведьма. Куклу, изображающую Королеву, нашли около Гостиницы Линкольна с большой булавкой в сердце.
Всю свою жизнь Елизавета сохраняла самое лучшее отношение и привязанность к Ди, хотя они редко переходили в желательные политические назначения или щедрые дары.
Ди знал латынь, греческий и иврит; был хорошо осведомлен в медицине, одарен в математике, философии, истории, практической астрономии, также как и астрологии, и его уважали как писателя. Он исследовал картографию и навигацию и отвечал за внедрение некоторых новейших научных инструментов в Англии. Еще будучи студентом университета, во время своих поездок на континент он получил звание общественного лектора.
Нельзя сказать точно, но возможно, во время своих континентальных путешествий Ди действовал как агент королевы. Елизавета упоминает Ди как "Моего благородного интеллигента" и "мои Вездесущие Глаза". Также известно одно очень любопытное совпадение - Ди подписывал письма Королеве символами 007.
Ди также инструктировал Королеву в вопросах тайных знаний. Он не только обучал ее астрологии и астрономии, он по ее собственной просьбе давал ей частные уроки о мистериях, описанных в его работе 1564 г. "Иероглифическая Монада".
Ди действовал как личный астролог королевы, советуя ей в персональных и государственных делах, и, вероятно, установил защитные барьеры для нее против оккультных нападений. Елизавета так высоко ценила Ди, что встала на защиту его репутацию в суде, пока сам Ди отсутствовал в Англии. Она конфиденциально гарантировала Ди, что может не стесняться продолжать любые магические эксперименты. Пока королева восседала на троне, он был волен выбирать любые направления магии, "независимо от их характера", и не опасаться судебного преследования за них.
Кроме всего прочего, Ди был одним из главных идеологов правления Елизаветы. Он поощрял поиски северо-западного Пути и предоставил географические и навигационные приборы для кораблей английских мореплавателей Дрейка и Фробишера. Он поддерживал концепцию сильного английского флота, способного противостоять могуществу Испании, и предвидел, что Британская империя распространит свое влияние на весь земной шар. Он исследовал генеалогическую хронологию Тюдоров, чтобы доказать, что Елизавета имела законные притязания на страны Нового Света. Он поддержал преобразование английского календаря. А библиотека его стала самым большим собранием научных и философских книг и рукописей в Англии.

Поиски красного порошка.
Эдвард Келли (1555-1597) родился в Уорчестре в тот самый год, что Джон Ди предстал перед судом по обвинению в измене перед Звездной Палатой (Star Chamber). Мы знаем это потому, что Ди набросал гороскоп Келли. События жизни Келли сомнительны. Он, как считают, был учеником фармацевта, возможно, своего собственного отца. Его истинная фамилия, возможно, была Таллбот, и, возможно, он весьма недолго посещал Оксфордский Университет, тогда ему было около семнадцати лет.
Слухи, окружающие его в жизнь до встречи с Ди, сомнительны. Он, как сообщают, побывал у позорного столба в Ланкастере (Lancaster), по обвинению в подделывании документов о праве собственности на землю.
Однако наиболее печальную известность Келли приобрел после истории, когда вместе со своим другом Полем Варингом он вырыл труп нищего, захороненного на кладбище церкви Walton-le-Dale в округе Ланкашир и вызвал дух мертвого человека, чтобы исследовать жизненные перспективы молодого дворянина. Имеются причины предполагать, что этот акт некромантии действительно имел место, и именно поэтому Ди допустил Келли к изучению гоэтической магии.
Дурная слава, окружившая его после этой истории, вынудила Келли отказаться от профессии писца и покинуть родные края. Тогда-то он и решил посетить Уэльс. Именно здесь, остановившись на ночлег, Келли купил у хозяина гостиницы две шкатулки, в которых находился белый и красный алхимические порошки, а также алхимическую рукопись под названием "Книга Святого Дунстана". Предположительно, хозяин гостиницы получил эти порошки от грабителей могил, которые украли их из склепа некоего католического епископа. Ему был сказано, что, при должном использовании, белый порошок превращает металл в серебро, а красный - в золото.
Есть и другая версия этой истории, которая утверждает, что Ди и Келли вместе отправились в Гластонбери, и что именно там Келли обнаружил порошки и книгу.
Впрочем, обе версии вызывают сомнения. Единственно в чм можно быть уверенным, так это в том, что когда Келли добрался до дома Джона Ди в Мортлейке, у него уже была с собой и алхимическая рукопись, которую он упоминал, как Книгу Дунстана, и немного вещества, которое, как он искренне верил, было "красным порошком" для алхимических манипуляций.
Всю жизнь алхимия оставалась главной страстью Келли. Вероятно, он начал интересоваться этим предметом еще в детстве, наблюдая, как отец смешивает медицинские препараты. Также имеется естественная связь между желанием производить алхимическое золото и фальшивомонетчеством. Да и к Джону Ди Келли обратился лишь с одной целью, - чтобы узнать, как расшифровать Книгу Дунстана и произвести как можно больше этого удивительного красного порошка.

Появление ангелов.
Как видно из приведенных выше биографий, Ди и Келли не имели почти ничего общего. Ди был дворянин, ученый, патриот, пророк, агент Королевы и, к тому же, человек, чьи необычайные знания и благочестие отмечались всеми. Келли был простым человеком, подделывателем, фальшивомонетчиком и некромантом. Его миром была темная сторона деловых отношений и обман.
Однако Келли не был, по сути, злым человеком. Скорее это был просто романтик и мечтатель, который стремился к тайным знаниям, в надежде достичь собственного благополучия. Эта жажда к открытию тайн духовного мира и объединила его с Ди. Если Келли старался для себя, то Ди воодушевлялся службой королеве и нации, однако оба стремились выиграть один и тот же приз. Впрочем, в ту первую встречу ни тот, ни другой еще не могли знать, что их судьбы уже неразрывно переплетены енохианскими ангелами...
Келли достиг Мортлейка 8 марта 1582 года. Ди его представил их общий друг. Келли назвал себя Эдвардом Талботом, и это, возможно, было его настоящим именем. Известность Ди и его личной библиотеки уже распространилась к тому времени на всю Европу. Ученые часто путешествовали в Мортлейк из дальних мест, чтобы проконсультироваться с ним или поработать с его книгами. Их связь могла бы закончиться через несколько дней или недель, но Келли обладал талантом, а Ди очень нуждался в нем - даре второго зрения.
Ди был серьезно заинтересован в исследовании мира духов. Ровно за год до прибытия Келли его обеспокоили странные стуки в спальне. В другой раз, в том же самом году, Ди опять слышал стуки. Так происходило несколько раз до тех пор, пока Ди не убедился в том, что эти шумы были попыткой связаться с ним. Он пробовал вызывать видения в кристалле, выточенном в виде земного шара, и даже достиг умеренного успеха, увидев в кристалле некоего духа.
Однако прошло совсем немного времени, и духи опять начали стучать. Помня свой не совсем удачный опыт, Ди решил нанять частного ясновидца, человека сомнительной репутации по имени Барнабас Соул. Соул, как считают, был "лицензированным проповедником", и имел выраженные способности медиума.
Тем не менее, скоро Ди пришлось прекратить общение с Соулом, т.к. за последнего взялась церковь, обвинив его в колдовстве.
Сразу же по прибытии в дом Ди, Келли начал отрицательно описывать Соула. При этом он сам тоже попробовал получить видения, и результаты, полученные Келли, были настолько захватывающими, что Ди немедленно отказался от услуг любых других провидцев. Они работали вместе, поддерживая самые близкие отношения, и в Англии и на континенте, вплоть до 1587 года, когда они, наконец, начали жить раздельно, и судьбы их разошлись полностью в 1589 году. Ди по воле королевы Елизаветы возвратился в Англию, оставив Келли, который продолжил эксперименты по производству золота для императора Рудольфа II в Богемии.
Разрыв был на совести Келли, а не Ди.
Келли погиб, пытаясь бежать из заключения в одном из замков Рудольфа. До известия о смерти Келли, Ди надеялся воссоединиться со своим провидцем, чтобы общаться с ним как с " хорошим другом".

III
Влияние ангелов.
Кнут и пряник
В течение тех лет, что Ди и Келли провели вместе, енохианские ангелы произвели глубокий эффект на жизни двух людей и их семейств.
Осенью 1583 года Ди и Келли оставил Англию в компании польского дворянина, по имени Альберт Ласки. Вначале, - это было 18 марта того же года, - Ласки в поисках тайной мудрости прибыл в Мортлейк. Ангелы предсказали ему большое политическое будущее, вплоть до получения польской короны, и тот совершенно естественно был польщен и возбужден подобной перспективой. Однако два июля в речах ангелов зазвучали угрозы. Они предупредили о том, что Ласки преследуют два смертельных врага и желают его, а, возможно, и Ди, убить. Предотвратить это можно было, только отправившись в Польшу вместе с Ласки.
Ни Ди, ни Келли не имели ни малейшего желания оставлять Англию, но ими обоими ангелы управляли, так сказать, с помощью кнута и пряника. Им было внушено, что, сопровождая Ласки, они исполнят желания Бога и получат мирскую выгоду.
Угроза в адрес Ди была полностью вымышленной, но он верил в ее существование. Из-за этого и потом всю жизнь страдал от мании преследования. Он всегда был готов уверовать, что люди, занимающие высокое положение, интригуют против него. Благосостояние же Келли было связано с Ди, его нанимателем. Он надеялся использовать Ди, чтобы тот помог ему, с помощью откровений ангелов, обнаружить рецепт красного порошка. Поэтому, раз уж Ди оказался вынужден уехать из Англии, то и Келли пришлось отправиться с ним.

Келли находит "прибежище в мире".
Впрочем, еще до этого Келли испытал давление со стороны ангелов на свою частную жизнь. Ко времени знакомства с Ди он был еще холост. 29 апреля 1582 года ангел Михаэль приказал ему найти свое "прибежище в мире". Объясняя этот любопытный приказ Ди, Келли говорит: "это означает, что я должен жениться, т.е., сделать вещь, к которой я не имею никакого желания. К тому же, никто не может сделать это с чистой совестью, вследствие профессиональной клятвы". Возможно, он упоминал клятву безбрачия, которую приносили профессиональные алхимики. 4 мая Ди пишет в отчете: "они желают, чтобы он [Келли] женился".
Ангелы нашли способ добиться своего. Келли женился на девятнадцатилетней Джоанне Купер (Cooper), девушке из Чиппинг Нортон (Chipping Norton), - города возле Оксфорда, в то время славившегося своими колдунами. Вероятно, Келли знал эту девушку до женитьбы, и может быть, догадывался, что она также разделяла некоторые его магические интересы, хотя нет никаких доказательств, подтверждающих это. Так, Франческо Пуччи (Francesco Pucci), писавший о Ди в 1586 году, описывал Джоанну Келли как "редкий пример юной святости, целомудрия и прочих достоинств".
Келли никогда не хотел брака, и вскоре после женитьбы, этот союз стал невыносим для него. 4 июля 1583 года Келли пришел к Ди в гневе: "Я не могу жить со своей женой, я не люблю ее, нет - я ненавижу ее"...
Их нежелательный брак так и никогда и не стал по-настоящему счастливым.

На языке ангелов.
Ангелы не только принуждают Ди и Келли несколько лет мотаться по всей Центральной Европе, но и отводят Ди роль пророка, которая явно не слишком его радовала. Он должен был путешествовать и встречаться с ведущими лидерами Польши и Богемии, чтобы распространить учение ангелов.
Вопреки желанию Ди, 3 сентября 1584 года они заставили его отправиться на аудиенцию к императору Рудольфу II в Праге, чтобы прочитать ему лекцию по морали. То, что Ди сделал это, свидетельствовало о его мужестве, так как власть Рудольфа была почти абсолютна, а магические действия Ди были похожи на обыкновенное колдовство, что в те времена пахло костром. Рудольф, который выслушал всю лекцию, наверное, был замечательно терпеливым человеком, способным к самоограничению. Ди обратился к нему с такими словами:
Ангел Бога явился ко мне, дабы я упрекнул Вас за Ваши грехи. Если Вы услышите меня, и поверите мне, Вы одержите победу: Если Вы откажетесь слышать глас Бога, создателя Неба и Земли, который говорит моими устами, он сбросит Вас вниз головой с вашего трона.
Но если Вы оставите беззакония свои, и обратитесь к Богу, трон Ваш станет самым могущественным в веках, и сам Дьявол будет вашим пленником...
Легко вообразить, как изумила Рудольфа сумасшедшая смелость Ди: он обратился с подобным заявлением к абсолютному монарху. Может быть, он не обратил внимания на эти слова, приняв Ди за сумасшедшего. В любом случае Ди вряд ли были гарантированы последующие аудиенции. Даже при том, что ангел Уриэль приказал Ди отписать Рудольфу, что он, якобы, обладает секретом Философского Камня, который готов продемонстрировать Императору в их следующую встречу. В итоге, Рудольф подослал к Ди шпиона, доктора Куртца (Kurtz) чтобы выяснить больше подробностей о магии, используемой Ди и Келли, получить дневники Ди, где тот описывал сеансы видения и кристалл английского доктора. Однако тот был достаточно осторожен, чтобы не послать свои книги и документы императору.
После этого эпизода Ди впервые усомнился в ангелах, и на их приказ двигаться из Праги в Краков, для того, чтобы встретиться с польским королем Стефаном Батори, он не реагировал до тех пор, пока не получил письма от Ласки с приглашением в Краков. Ангелы были разъярены, что Ди усомнился относительно их команды и обратились к нему с проклятиями:
"Теперь Бог рассержен и он не забудет этого проступка".
Ангелы прокляли Ди и его потомков в пяти коленах, из-за того, что он помедлил повиноваться их команде. Крайне испуганный, Ди просил снять это проклятие: "О Боже, мне искренне жаль, я, промедлил, и это привело к серьезным проблемам, но ты видишь, как сокрушен я в сердце своем, О, Боже, О, Боже, О, Боже!". Очевидно, это самоуничижение сработало. Ди был прощен, и ангелы сняли проклятие.

"Используйте их сообща"
Самый странный и наиболее интересный пример использования власти, которую енохианские ангелы проявили по отношению к Ди и Келли, - это история с обменом женами. В 1587 году, Келли все более и более неохотно смотрел в кристалл. Он хотел направить все свои усилия в алхимию и советовал Ди использовать в качестве ясновидца его старшего сына Артура. Несколько раз он даже угрожал оставить Ди в Богемии и вернуться в Англию. Ди с неохотой попытался выяснить, сколь семилетний Артур может пригодиться в этом качестве.
Мальчик оказался полностью непригодным для работы, и Ди попросил Келли продолжить сотрудничество в прежнем режиме. Келли позволил себя убедить. Он признавал, что реальная причина его отказа работать состояла в сильной неприязни к ангелам. Они приказали сообщить Ди, что он и Ди должны использовать их жен сообща. Они также заявили, что, если он откажется от этой команды, он будет волен прекратить всю связь с ними.
Когда ангел Мадими появился к Келли после неудачной попытки использовать в качестве ясновидца маленького Артура, Келли разозлился:
Мадими, снимает одежду и оставшись совсем обнаженной, демонстрирует свой стыд.
Э.K.: Тьфу на тебя, таков Дьявол, следовательно, дело нечисто...
Мадими: Во имя Бога, Вы нашли во мне что-то не то?
Ди: Да, потому что ваши вчерашние дела и слова - провоцируют грех, и непохоже, что творит их божье создание.
Мадими: А что есть грех?
Ди: Нарушение Заповедей Божьих.
Мадими: Да, это так. Но если тот же самый Бог даст Вам новые Заповеди, упраздняющие прежние формы греха, которые признавались Законом; Что же станет тогда?
Сначала Ди не поверил, что это распоряжение было дано в прямом, плотском смысле. Но Келли знал лучше.
Ди требовал ясного доказательства, что ангелы действительно желали, чтобы они обменялись женами. Распоряжение было явлено на латыни и написано на белом распятии. Ди был потрясен. Его вера в ангелов, казалось, начала рушиться.
Вследствие этого мы пришли в большое изумление и огорчение, что (как это казалось мне) столь нечистая Доктрина была дана нам теми, кого я всегда (с самого начала и до настоящего времени) почитал и уважал, несомненно, как добрых ангелов... Также и Келли считал их добрыми и верными Министрами Всемогущего Бога. Но теперь мое сердце было воспалено и сокрушено по многим причинам. Также и Э.K. считал, что существует уже достаточно причин, чтобы прекратить все сношения с ангелами.
Однако Ди потребовалось немного времени, чтобы примирить себя с этой странной идеей:
Я сказал Джейн: "По-моему, нет никакой другой возможности, как только нести наш крест, и это должно быть исполнено. После этих слов она упала на колени с рыданиями и минут пятнадцать содрогалась в конвульсиях. А я успокаивал ее, как мог; призывал к богобоязненности и необходимости исполнять его указания, убеждал ее быть послушной Богу, повиноваться ему, помятуя о его тайных целях".
Четверо подписали торжественный договор 18 апреля 1587 года. Они согласились с "эту новейшей и престранной доктриной" и выдвинули свои условия ангелам, чтобы те выполнили свою часть сделки и дали заключительною часть енохианской магии, как обещали.
Ди и Келли ожидали, что ангелы вознаградят их за повиновение мудростью, знанием, способностью и властью вершить справедливость Божью, объявлять и демонстрировать его безошибочную истину людям, к вящей его славе.
Как долго эти четверо продолжали свою совместную семейную жизнь, неизвестно. Сообщение о обмене женами - практически последнее из того, что написано о магическом партнерстве между Ди и Келли. Это наводит на мысль о том, что этот обмен не принес успеха, но с другой стороны, для этого вывода нет никаких оснований, кроме того факта, что вскоре после подписания Договора Ди и Келли стали жить раздельно.
Впрочем, причиной этого, возможно, стала успешная карьера Келли в качестве алхимика, что заставило его проводить больше времени в компании Императора Рудольфа и его придворных. Келли устроил Рудольфу специальное шоу, чтобы убедить императора дать ему титул "Всадника в золоченых доспехах" (eques auratus), что в Англии позже интерпретировалось как рыцарство. Ди упоминает о Келли как о "Бароне Королевства Богемия"
Можно было бы поразмышлять на тему того, как ангелы выполнили обещания, данные этим двум людям. Так, Келли, кажется, получил в дар способность производить подлинный красный порошок, по крайней мере, в течение короткого периода. Это могло бы объяснить внезапный успех Келли в качестве алхимика. Старший сын Ди, Артур, в течение всей своей последующей находил поддержку. Келли успел насладиться внезапной известностью и богатством в Богемии, что и привлекло к нему внимание Императора.
Нет никаких данных о том, как Джоанна Келли относилась к вышеупомянутому Договору, но, вероятно, он страшил ее точно так же, как и трех остальных партнеров. Решение обменяться женами (или мужьями, в зависимости от взгляда на эту историю) было принято только потому, что ангелы обещали великие дары знания и власти, если Ди и Келли раз и навсегда докажут свою веру. Почти нет доказательств, способных подтвердить, что мотивом для этих людей было обычное вожделение.

Гностическое единение?
Большинство современных критиков считает, что обмен женами между Ди и Келли был следствием уловки последнего, якобы, он просто хотел спать с Джейн Ди. Они говорят, что инцидент находится вне связи с остальной частью енохианского знания, что Келли был глубоко несчастен со своей собственной женой, и, возможно, был увлечен Джейн Ди. К тому же надо понимать, что обмен женами нарушает святость брачной клятвы. В елизаветинской Англии прелюбодеяние было серьезным преступлением, особенно для тех мужчин и женщин, которые считали себя добрыми христианами.
Но нет ни какой причины предполагать, что Келли был менее искренен, выражая ужас от такого обмена, чем Ди или его жена. Что касается ангелов, то они предварительно уже дали несколько радикальных доктрин Келли, которые могут быть описаны только как гностические, или, по крайней мере, нехристианские:
- Что Иисус не был Богом.
- Что не должно быть никаких просьб к Иисусу.
- Что нет греха.
- Что душа человека идет от одного тела к другому.
- То число мужчин и женщин, как сейчас, было всегда: То есть, столько человеческих тел и человеческих душ, как сейчас, - ни больше, ни меньше, чем теперь, - было всегда.
- То, что рождение человечества от Адама и Евы не есть реальное историческое событие, а предание, которое имеет другой смысл.
- Нет никакого Святого Знания (Holy Ghost).
- Они (Ди и Келли) не должны молиться Иисусу; а должны его упрекать, ибо он своим высокомерием оскорбил Бога, и т.д.
Также встает вопрос о том, зачем ангелам понадобилось объединять две семьи? Чтобы ответить на него, необходимо вспомнить, что ангелы расценивали Ди и Келли как две половины единого живого организма, который должен был передать их систему магии человечеству. Понятно, что ни Ди, ни Келли никогда бы не согласились на гомосексуальную связь, поэтому для того, чтобы духовно связать их вместе, ангелы использовали оккультные энергии секса, - используя их жен как идентификаторов объекта. Каждая жена представляет ее мужа. В христианстве муж и жена - одна плоть. Сочетаясь с Джейн Ди, Келли становился непосредственно дополнением Ди; точно так же, беря Джоанну Келли в свое ложе, Ди участвовал в символическом единении с Келли.
В енохианских воззваниях есть много гностических образов. Известно, что использование сексуальной энергии, что должно привести к единению с божественным и дать глубокое духовное знания, - это один из аспектов гностицизма. Такая методика использования секса для духовного пробуждения общая для всего мира. Она используется в европейском шаманизме, в Вуду и в тантрических сектах Индии, Китая и Тибета. Она также находит применение в некоторых школах современной западной магии типа Ordo Templi Orientis, тесно связаны с учением Алистера Кроули.
Енохианские дневники прерываются вскоре после обмена женами. Соответственно, связанные с сексуальной энергией открытия последующих сеансов ясновидения, вероятно, содержали много глубоких тайн. Возможно, учение о том, как фактически использовать Сторожевые Башни (Watchtowers) и Ключи енохеанской магии, было получено лишь через недели и даже месяцы после воссоединения четверки.

IV
Енохианская магия и Апокалипсис.
Цель ангелов.
Почему ангелы дали енохианскую магию Джону Ди? Кажется, что ответ на этот вопрос абсолютно не волнует последователей Ди и исследователей его ангельских расшифровок-стенограмм. Ученые склонны считать учение ангелов или преднамеренным обманом Келли, или эфирными фантазиями, вызванными из глубин его бессознательного во время сеансов ясновидения. Однако современные маги, практикующие енохиану, рассматривая этот вопрос, склоняются принять объяснение ангелов, заключающееся в том, что передача знания произошла по желанию патриарха Еноха, который хотел, чтобы человеческая раса получила мудрость ангелов.
Знание, почему система магии была дана именно Ди, является самым важным в понимании реальной цели ангелов. Ди полагал, что знание было наградой за его службу, ведь он передал их сообщения на границы Европы. Он считал себя пророком ангелов и надеялся, что в ближайшем будущем они дадут ему разрешение выполнить инициатический восемнадцатидневный ритуал воззвания, который позволил бы ему использовать духов Сторожевых Башен для своих собственных целей.

0

2

История енохианской магии

Роберт Коттон покупает библиотеку
После смерти Ди в 1608 году, его библиотека была продана антиквару - сэру Роберту Брюсу Коттону (1570-1631). Коттон также приобрел, по крайней мере, часть магического инвентаря Ди, включая его магический стол, один из кристаллов, и печати из воска, которые поддерживали кристаллы и ножки стола. Некоторые из этих предметов впоследствии попали в Британский Музей как "Библиотека Касабона". Кристалл был приобретен Британским Музеем в более поздние годы. Стол все еще существовал в дни Мерика Касабона. Гравюра на крышке стола, изображенная в A True and Faithful Relation (Истинное и Правдивое Сообщение), была скопирована с оригинала. Но с тех пор стол куда-то исчез.
История расшифровки стенограмм Ангельских бесед любопытна, так как она подтверждает почти сверхъестественное выживание части рукописей. Приобретенная Коттоном часть Liber Mysterium пересказывается у Касабона в работе под названием A True and Faithful Relation. Записи охватывают период с 28 мая 1583 года по 2 апреля 1587 года, со все более и более растущими временными интервалами между ними. Они возобновляются снова в 1607 году с 20 марта и до 7 сентября. В течение этого последнего периода, Ди полагался на услуги Бартоломью Хикмена, способности которого, как визионера, оказались гораздо ниже, чем у Келли. Записи 1607 года не содержат ничего ценного. Промежуток времени между последней сессией с Келли и первой зарегистрированной сессией с Хикменом назван Касабоном "бездна или пауза".
Относительно расшифровок стенограмм, которые были изданы Касабоном, Джон Обри написал: изданные материалы включают не более третей части тех книг, что хранились в библиотеке сэра Роберта Коттона; очень много записей погибли, когда их прятали в землю".

Захороненные в земле
Версия о том, что магические книги Ди были спрятаны в земле, чтобы предотвратить их раннее обнаружение, очень романтична, но кажется слишком неправдоподобной, чтобы принимать ее всерьез. Более вероятно, что остатки земли на рукописях появились в результате их небрежного хранения еще до того, как Коттон приобрел записи. Однако, возможно, что Ди или его старший сын, Артур (1579-1651) все же использовали эту чрезвычайную меру предосторожности, чтобы сохранить беседы с Ангелами втайне. Артур был весьма огорчен появлением книги Касабона, изданной за восемь лет до его смерти. Это раздражение не имело никакого отношения к содержанию книги, так как сам Артур проводил оккультные и алхимические эксперименты. Однако он не хотел, чтобы учение Ангелов связывали с именем его отца. Некоторые из потерянных дневников Ди и других бумаг перешли в руки Артура. Очевидно, он старательно искал любые наставления Ди, которые бы могли дать ключ к правильному использованию енохианской системы.
Ричард Диакон в своей книге "Джон Ди: Ученый, географ, астролог и тайный агент Елизаветы I" (Лондон, 1968) пишет: "Артур провел много времени, пытаясь найти утраченные рукописи отца, которые, как предполагалось, были рассеяны по городам, в которых побывал Ди: в Праге, Риме, Брюсселе и Амстердаме". После смерти Артура, "его примечания и любые рукописи, принадлежащие его отцу, кажется, разошлись среди его многочисленных детей и, если бы информация не появлялась странным образом то здесь, то там, знания были бы потеряны для потомков".

Тайник в ларце Джона Ди
То, что стенограммы бесед с Ангелами, которые происходили до 28 мая 1583 года, сохранились, - более чем примечательно. Касабон ничего не знал об их существовании. Через тринадцать лет после публикации A Thie and Faithful Relation, более ранние бумаги попали в руки антиквара Элиаса Эшмола. Эшмол, который был известен в Лондоне как коллекционер старых рукописей, обменял их на книгу у одного из тюремщиков лондонского Тауэра, который в свою очередь забрал их у своей жены.
Старый ларец "с очень хорошим замком и петлями изумительной работы" был куплен женой тюремщика в магазине. Прежде он принадлежал хирургу Джону Вудварду, который, вероятно, купил его при распродаже состояния Ди в 1609 году. Жена хранила ларец в течение двадцати лет, не замечая чего-либо странного в нем. Но однажды, перенося ларец на другое место, она услышала постукивание внутри него. Ее муж удалил основание ларца и обнаружил в нем большой секретный ящик, наполненный бумагами и четками бусин оливкового дерева с крестом, из-за которого и возник стук.
Бумаги Ди охватывали беседы с Ангелами с 22 декабря 1581 года и до начала записей, описанных в книге Касабона. Они также содержали рукописи 48 Claves Angelicae, De Heptarchia Mystica и Liber Scientiae Auxiliis et Victoriae Terrestris, - поистине, необыкновенное сокровище. Так как часть бумаг была написана на латыни, а остальные - довольно неразборчивым подчерком Ди, тюремщик Тауэра, вероятно, не усмотрел в бумагах большой ценности. Зато Эшмол, конечно, был в восторге.

Первые ученые, взявшиеся за изучение бумаг Ди
Благодаря академическим предосторожностям Коттона и Эшмола, эти рукописи выжили по сей день. Эшмол приложил значительные усилия, пытаясь понять систему енохианской магии. Он серьезно изучал дневники как средство контакта с Ангелами. Возможно, Эшмол даже пытался повторять Ангельские эксперименты.
Время от времени другие ученые с оккультными склонностями пытались разобрать стенограммы. В Британской Библиотеке имеется интересная рукопись о столе Еноха, Harley 6482. Это - часть большой магической рабочей книги (Harley 6481-6), приписанная алхимику и магу семнадцатого века Томасу Радду, который опубликовал известное предисловие Ди к "Элементам Геометрии" Евклида в 1651 году.

Енохианская магия в Золотой Заре
После недолгого возрождения енохианской магии, имевшего место в середине семнадцатого столетия, кажется, не было ни одной серьезной попытки понять и практиковать учение Ангелов, вплоть до начинаний Герметического Ордена Золотой Зари. То было тайное викторианское общество, посвященное практике ритуальной магии. Золотая Заря была основана в Лондоне в 1887 тремя вольными каменщиками, решившими возродить интеллектуальную магию времен Ренессанса и создать истинное розенкрейцерское общество.
Один из его основателей, МакГрегор Мазерс (1854-1918), в молодости потратил много лет, разбираясь в грудах пыльных рукописей из библиотеки Британского Музея, где хранились многие труды Ди. Он, несомненно, читал некоторые из Ангельских бесед в их первоначальной форме, но, кажется, основывает свою личную систему енохианской магии на А True and Faithful Relation. В енохианской системе Золотой Зари нет упоминаний о материалах работы Ди Heptarchia Mystica, составленной на основе Ангельской доктрины, полученной до того, как появились материалы, на которых основывается книга Касабона.
Енохианская система Золотой Зари почти полностью заключается в Больших Квадратах четырех Сторожевых Башен и сорока восьми Ключах или Воззваниях. Мазерс был достаточно проницателен, чтобы обратить внимание на Квадраты, но у него нет никаких упоминаний о духах из Тридцати Этиров, или девяносто одном географическом гении, которые управляют различными областями мира. Поэтому, енохианская система Золотой Зари - это только часть системы, полученной Ди и Келли от Ангелов.
Мазерс оказался способен выяснить и добавить много новых деталей относительно Сторожевых Башен, о которых в Ангельских текстах не говорится внятно. В магии Золотой Зари Сторожевые Башни явно связаны с цветами, знаками Зодиака, направлениями, буквами Тетраграмматона, и магическими Элементами. Эти соответствия имеют огромную ценность в практических ритуалах, использующих силы Сторожевых Башен. Мазерс (или один из его партнеров) связал Ключи с различными частями Большого Квадрата, и с духами, расположенными в его частях, так, чтобы произнесение определенного Ключа вызывало совершенно определенного духа.

Алистер Кроули
Одним из наиболее молодых членов Золотой Зари был Алистер Кроули (1875-1947). Мы знаем его как наиболее известного мага двадцатого столетия. Кроули жадно поглощал магические знания Золотой Зари. В особенности его интересовала магия темной стороны - гоетия. Его наставник в Золотой Заре, Аллан Беннет, пытался удержать его от этой части магического знания, но Кроули не принимал его слова во внимание. Эта увлечение злом, вместе с богемными привычками, сделали Кроули непопулярным среди консервативных руководителей ордена. В конечном счете, Кроули ушел из Золотой Зари, но использовал ее теорию и практику до конца жизни. Больше, чем любым другим аспектом магии Золотой Зари, он был очарован енохианским языком и Ключами к Сторожевым Башням. Кроули рассматривал себя как перевоплощение Эдварда Келли, и до некоторой степени, был также способен к ясновидению...

Великий Зверь отпирает врата
Если, как постулировалось ранее, енохианская магия была дана Ангелами, как катализатор Апокалипсиса, то интересно обратить внимание на то, что основной реальный практик этой магии твердо верил, что он был Великим Зверем Откровения. После оставления Золотого Зари, Кроули продолжил создавать собственный оккультный миф. Он видел себя как вестник нового Эона Гора, который, как он верил, начался в апреле 1904 года, с получением им Книги Закона, продиктованной его Ангелом-хранителем, Айвассом.
Ангел-хранитель Кроули отводит ему роль, подобную той, которую Ангелы отвели Джону Ди. Кроули стал и священным писцом и пророком бога Ра-Хор-Хуита (Гора). Необходимо было записать высказывания Бога и распространять их в мире с помощью Книги Закона.
Эон Гора может быть понят в том же ключе, что и астрологическая Эра Водолея. Много древних культур делят время на циклический ряд Эонов, каждый из которых имеет свои уникальные характеристики. Для примера, согласно Каббале, мы живем в веке Гебура, который характеризуется Суровостью и Воинственностью. Следующий Эон будет Веком Тифарет, временем гармонии и мира. В личном мифе Кроули, наступающий Эон Гора вытеснил старый Эон Осириса, египетского бога смерти и возрождения, которого Кроули связывал с Иисусом Христом.
Имеются некоторые параллели между Книгой Закона Кроули и Ключами Ди. Эон Гора состоит из борьбы, войн и разрушения, также как и время Апокалипсиса. И Книга Закона, и Тридцать Этиров содержат в себе идею разрушения прошлого из-за будущих катаклизмов. Оба писания восхваляют силу и поддержание ее господства, связывая это с законом причин и следствий.

Енохианская магия в современном мире
Множество современных групп, практикующих ритуальную магию, произошли от Золотой Зари (непосредственно или через Кроули) и широко используют енохианскую магию.
В последние десятилетия енохианская магия переживает возрождение. Все чаще писания Ди находят отражение в популярных книгах по ритуальной магии. Этот процесс замедлен и сопровождается частыми неудачами, в данный момент не существует единственного источника, который бы содержал полные сведения по енохиане с многочисленными переводами с латыни на язык оригинала. Тем не менее, в последнее время появилось достаточно материала, чтобы маг мог использовать енохианскую систему в своих ритуалах без каких-либо затруднений.

Изложено по книге Donald Tyson. Enochian Magic for Beginners. 1997.
© PAN'S ASYLUM Camp O.T.O.
Перевод Frater Ares

0

3

ДЖОН ДИ: ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ ПОЛИТИКУ

Олег Барабанов 1

В политической истории Европы раннего нового времени большое место принадлежит Джону Ди (John Dee, 1527-1608) - известному английскому мыслителю, географу и математику. С именем Ди связывают разработку новой имперской идеологии, легшей в основу позднейших колониальных империй, представления об особом предназначении Нового Света, а также попытку соединить магию с мировой политикой.
Джон Ди долгое время был доверенным лицом английской королевы Елизаветы I. С одной стороны он готовил для нее астрологические прогнозы, а с другой стороны был непосредственно вовлечен в тайную внешнюю политику Елизаветы как в отношениях с Францией, так и в начавшейся борьбе за колонии с Испанией. Интересно, что свои секретные сообщения королеве Ди подписывал псевдонимом "007".
Именно Джону Ди принадлежит появление самого термина "Британская империя" и разработка концепции прав Англии на колониальные завоевания и доминирование в мире2. В 1577-78 гг. он разрабатывал эту идею в своих трактатах. Под империей Ди понимал совокупность Британии и ее колоний3. Также Ди подчеркивал важность переселения англичан в колонии и соответствующей миграционной политики государства. Ди подчеркивал, что Британская империя превосходит любую земную монархию со времен сотворения мира и может стать всеобщей монархией4.
Поэтому Ди открыто сопоставил нарождающающуюся Британскую империю и с христианским идеалом "мистического универсального града", объединяющего всю землю, и "космополитическим правительством" для управления им. Таким образом, Ди сразу же придавал Британской империи всемирный, глобальный характер. Говорил он в этой связи и о концепции "гражданина мира", о космополитизме в рамках империи5. А это приводило к воспитанию имперского чувства и у самих англичан.
Свою имперскую концепцию Ди рассматривал в контексте общего мистического единства мира. В поисках символических "ключей" к пониманию этого единства и прелолению его в т.ч. в реальной мировой политике, Ди написал, может быть, свой самый известный трактат "Иероглифическая монада".
Важнейшей задачей на пути к созданию империи Ди считал открытие англичанами новых навигационных маршрутов и колонизацию вновь открываемых территорий. Он подробно изучал древние карты мира, детально занимался географией, был знаком с ведущими картографами той эпохи Герардом Меркатором и Абрахамом Ортелиусом.
Все это сделало Ди консультантом британских навигационных проектов. Он был привлечен к составлению маршрута первого английского кругосветного плавания, совершенного Фрэнсисом Дрейком в 1577-80 гг. Также Джон Ди был одним из главных разработчиков т.н. Северо-Западного пути - прохода из Англии в Тихий океан вдоль северного побережья Канады. Ди готовил описание Гренландии и Канады для экспедиций Мартина Фробишера в 1570-е гг., пытавшегося (впрочем, неудачно) пройти этим путем. Идею Северо-Западного пути Ди неоднократно обсуждал и с самой королевой Елизаветой I, и с ее ведущими сановниками, в частности с госсекретарем Фрэнсисом Уолсингэмом6.
Помимо практических выгод Ди подчеркивал и мистическое значение присоединения к Британской империи территорий Нового Света (главным образом, Гренландии и Америки)7, рассматривая их как новую землю обетованную, как достигнутые "острова блаженных" из средневековых мифов. Истоки идей о своего рода "Америке духа", позднее распространившиеся в пуританских кругах, во-многом берут свое начало в работах Джона Ди.
Важный акцент делал Ди и на том, что первым завоевателем островов вокруг Гренландии легенды называли еще короля Артура и его рыцарей Круглого Стола, странствовавших по миру в поисках Святого Грааля8. А поскольку Артур был английским королем, то именно Англии и принадлежит право распоряжения Новым Светом.
Одновременно с этим Ди разрабатывал и Северо-Восточный путь - дорогу в Китай через Северный Ледовитый океан и связанные с этим торговые контакты англичан с Россией. В 1570-80-е гг. он взаимодействовал с "Московской компанией" (Muscovy Company), специально учрежденной англичанами в 1555 г. для торговли с Россией, и готовил по ее заказу морские карты и возможные пути навигации. Встречался Ди и с Ричардом Ли9, который позднее, в 1600 г., стал официальным посланником Елизаветы I в России, плававшим через Архангельск на переговоры с делегацией царя Бориса Годунова. На них Ли, впрочем, безуспешно, пытался убедить царя разрешить англичанам торговлю с Персией через Россию.
Начиная с 1581 г. Ди проводил регулярные магические ритуалы вызвания ангелов в хрустальном камне. Для этого он пользовался услугами медиумов - сначала Барнабы Саула, а затем в течение долгого времени - Эдварда Келли. Об этих ритуалах Ди оставил подробные записи в своем дневнике.
Из разговоров с ангелами Ди получил подтверждение собственного высшего предназначения для познания тайн мира. Так, 11 марта 1582 г. архангел Уриэль сказал ему: "Иди вперед: Бог благословил тебя ... Весь мир начинается с твоих деяний ... Ангелы в моей власти будут в твоем распоряжении"10. Через несколько дней (14 марта 1582 г.) архангел Михаил показал Ди магическое Кольцо власти над миром (меч архангела внезапно стал огненным, и из этого пламени появилось Кольцо). Михаил заявил, что никто из людей вплоть до Ди не видел этого Кольца со времен древнееврейского царя Соломона, и что с магической помощью этого кольца Ди сможет получить всемирное могущество11. Помимо кольца власти ангелы передали Ди и священный Камень власти (магический кристалл для контактов с высшей силой), "самую сокровенную часть римского наследства". С этим Камнем, как сказал Джону Ди ангел Кармара, он превзойдет всех королей земли12. Этот Камень был передан в руки Ди ангелом, появившимся из западного (закатного) окна его комнаты, что послужило поводом для названия романа Густава Майринка о Ди - "Ангел западного окна". Отметим также, что в этой истории с получением священного Камня вполне очевидны и ассоциации со Святым Граалем.
В ходе таких сеансов ангелы открыли Джону Ди и особый язык, на котором высшие силы общались между собой и обращались к Богу. Технически, контакт Ди с ангелами происходил в мыслях его медиума, и медиум воспринимал высказывания ангелов на своем родном языке, по-английски. Также в этих видениях ангелы использовали для Ди буквы и фразы из древнееврейского и латыни13. Но 26 марта 1583 г. ангелы начали открывать Ди свой особый язык, передавая его буквы. Они особо подчеркнули, что ни один человек еще не понимал этот язык, кроме Адама до его грехопадения14.
Впрочем, несмотря на эту фразу, зафиксированную в дневнике Ди, его позднейшие комментаторы предполагают, что этот язык был изначальным всемирным языком людей, который исчез после описанного в Библии разрушения Вавилонской башни и появления разных человеческих языков. Также Ди предполагал, что на этом языке разговаривал с Богом библейский провидец Енох15. Поэтому сам язык получил в историографии название енохианского или ангельского.
Всего ангелы передали для Ди девятнадцать заклинаний на этом языке (около 250-ти слов). Изучавшие его современные лингвисты отметили, что начертание букв "ангельского" языка походило на буквы древнеэфиопского языка (ныне священного языка эфиопской церкви)16. Что касается лексики, то выделялись небольшие параллели с санскритом (древнеиндийским) и древнеегипетским языками, - т.е. одними из древнейших известных человеческих языков17. Отдельные слова имели много общего с ивритом, латынью, имелись и славянские корни. Джону Ди было также дано понять, что знание и использование этого языка дает человеку мистическую власть над миром.
В течение 1583-87 гг. Ди, убежденный, что с помощью ангельской силы можно оказывать влияние на реальную мировую политику, предлагал свои услуги ряду государей Европы. Императору Священной Римской Империи Рудольфу II он предложил с помощью ангельского вмешательства победить турок18. Польскому королю Стефану Баторию - укрепить положение Польши в мире19. Через ангелов он получал предсказания о будущем англо-испанских отношений, которые сообщал в письмах к английскому двору20.
В дневниках Ди сохранились свидетельства, что в этот период через английских купцов, возвращавшихся из России, к нему поступило предложение поступить на службу к русскому царю Федору Иоанновичу21. По отзывам этих купцов, царь ожидал от Ди консультаций не только по магии, но и по географии - для начавшегося русского освоения Севера и Сибири.
Естественно, можно по-разному относиться к свидетельствам Ди о его контактах с ангелами, об особой власти над миром, которую они могут даровать. Этому можно верить или нет. С исторической же точки зрения в любом случае необходимо подчеркнуть, что на фоне множества магов, астрологов, алхимиков, оккультистов, пытавшихся влиять на мировую политику, предложения Джона Ди представляются одними из наиболее целостных и оказавших значительное влияние на развитие политической мысли в Европе. Поэтому его деятельность заслуживает серьезного внимания.
Впрочем, в реальности предложения Ди соединить магию с мировой политикой не были востребованы ни в Англии, ни в континентальной Европе. В последние годы своей жизни он удалился от большой политики.

0

4

Енохианская магия и Апокалипсис

Цель Ангелов
Почему Ангелы вручили Енохианскую магию именно Джону Ди? Похоже, об этом никогда не задумываются те, кто изучает работы Ди и расшифровку его бесед с Ангелами. Ученые прекратили обсуждение этой проблемы, рассматривая учение Ангелов либо как преднамеренный сознательный обман Келли, или как воздушные фантазии, вызванные из глубин его неосознанного разума в течение сессий видения. Что касается современных енохианских магов, когда они рассматривают этот вопрос, то считают вполне достаточным принять объяснение самих Ангелов, объясняющих, что передача знания Ди было ни чем иным, как исполнением пожелания патриарха Еноха о том, что мудрость Ангелов должна быть передана человеческому роду.
Знание того, почему эта магия была дана именно Ди, является самым важным в понимании ее реальной цели. Ди считал, что енохианская магия была наградой за его службу Ангелам в передаче их посланий правителям Европы. Он рассматривал себя как их пророка, и надеялся, что в ближайшем будущем Ангелы дадут ему разрешение совершить восемнадцатидневный ритуал эвокации, который позволил бы ему использовать духов Сторожевых Башен для своих личных целей.

Невыполненное соглашение.
По существу, Ди расценивал свои отношения с Ангелами как юридический контракт. Енохианская магия была платой за выполненную им службу. Это - типичный случай для средневековой магии. Договор ведьмы с Дьяволом (если он когда-либо существовал в действительности) подразумевал, что в обмен на готовность содействовать злу она получала оккультную силу, которую она бы могла использовать для того, чтобы выполнить свои желания. "Черный договор" между церемониальными магами и Дьяволом по существу аналогичен договору ведьмы. Исполняя его, маг обычно получал власть, но обязывался передать свою душу Дьяволу после смерти, дата которой могла быть определена в договоре. Книга Духов [описываемая в различных гримуарах - прим. перев.] - это другая форма обязательного соглашения между магом и духами. Ставя свои подписи в этой книге, духи, вызванные магом, обязуются повиноваться. Книга Духов отличается от "Черного договора". Если маг был духовно чист, то он (или она) может добиться подтвержденного присягой повиновения духов, просто апеллируя к силе Бога без необходимости предлагать за это жертву или же свою службу. Подписывая Книгу, духи, вызванные магом, заверяют его в своем повиновении. Именно так Джон Ди расценивал свою незаполненную книгу сорока восьми серебряных страниц.
Ди рассматривал свое соглашение с енохианскими Ангелами как Завет между древними евреями и IHVH. Вероятно, он ощущал себя современным Моисеем. Бог через своих посредников общался с Ди, и Ди передавал это божественное учение и заповеди королям и вождям разных наций. Временный обмен женами он расценил как испытание своей веры, подобное испытанию, которому подвергся Авраам, когда Бог приказал ему пожертвовать своего первенца - сына Исаака. Письмо - "Соглашение", которое подписал он сам, Келли и жены обоих магов, в котором они соглашаются обменяться своими партнерами по постели, упоминая при этом о том, что они веруют подобно Аврааму, и также "покорны Тебе, Господи", он определенно адресует Богу. В "Соглашении" нет никаких упоминаний о каком-либо определенном вознаграждении, которое Бог может дать Ди, Келли и их женам за их повиновение, но предварительно дух Мадими обещает такие формы компенсации:
"Вот! Если Вы противостоите не Богу, но Сатане (и у вас нет внутренних противоречий), то это говорится для вас: Собирайтесь вместе каждые семь дней, и глаза ваши будут открыты, и Он даст Вам понять - чтобы научить вас, что за тайны заключены в святых книгах, (переданных Вам): Так Вы удостоитесь понимания и знания превыше обычных людей".
Каждый седьмой день - это понедельник, Шаббат или святой день Енохианских Ангелов.

"Инструменты воздействия"
Кажется неправдоподобным, что Ангелы, которые во время бесед с Ди и Келли постоянно интересовались исключительно своими собственными целями, могли передавать с такими большими трудностями в течение нескольких лет енохианскую систему только для выгоды Ди и Келли. Когда последние просили Ангелов помочь им в личных вопросах, то Ангелы или отделывались от их просьб неопределенными обещаниями на будущее или прямо сообщали, что человеческие проблемы их не интересуют. За единственным возможным исключением - духа Мадими, который чаще всего являлся в облике юной девочки и завязал близкие личные отношения с Ди, - Ангелы не проявляли какой-либо привязанности к людям.
Енохианские Ангелы манипулировали Ди и Келли как орудиями, не имеющими сознания, чтобы достичь своих собственных, более высоких целей. Ангелы распространяли систему енохианской магии среди человечества по своим причинам и не имели никакого намерения выполнять желания Ди или Келли. Действительно, Ангелы не имеют никакого отношения к желаниям смертных людей и чрезвычайно наивно для любого современного енохианского мага считать, что енохианская магия была доставлена на землю для его или ее персональной выгоды.
Ангелы намеривались использовать енохианскую магию для того, чтобы начать процесс ужасного и разрушительного преобразования, связывающий наш нынешний завершающийся Эон, с новым, рассвет которого уже виден, преобразования, подобного тому, который описан в библейской книге Апокалипсиса. Во время многих бесед с Ди, слова Ангелов наполнены апокалиптическими образами. Гавриил, используя полномочия Бога, выражает эту высшую цель очень ясно в разговоре, хотя Ди, вероятно, так и не сумел понять полного значения его слов:
Я выбрал вас, дабы вступили вы в мои житницы: И я приказал вам очистить Зерно, то, которое может оказаться рассеянным, а то, что остается в стоящих снопах. И вошли в первую, и так и в седьмую. И доставлено будет вам Свидетельство появления моего духа.
Ибо моя Житница долго оставалась без молотильщиков. И я сохранил мои цепа в течение долгого времени, скрывал их в неизвестных местах: Эти цепа - Учение, которое я передаю вам: Они - Орудие молотьбы, которым вы будете побивать снопы, дабы Зерно, которое рассыпано, и остальное, могли стать единым. (Лишь слово в плохое время года.)
Если я - Хозяин Житницы, владелец Зерна, и хранитель своих цепов: Если все есть мое. (И у вас нет ничего: поскольку вы - наемники, и воздастся вам на небесах.)
Итак, поймите, что вы не должны молотить пока я не попрошу вас, позволения будет достаточно для вас: то, что вы знаете мой дом, то, что вы знаете работу, которую я вам дам: То, что я настолько благосклонен к вам, чтобы оказывать гостеприимство вам, работникам, в пределах моей Житницы: ибо здесь никто не молотит без моего согласия.

Слепота Джона Ди
Ди твердо верил, что Ангелы намеревались возвеличить его как своего пророка и представителя перед принцами и властителями мира. Он, кажется, никогда не спрашивал себя, почему Ангелы захотели даровать ему драгоценную систему енохианской магии, но просто принимал это как награду за свою благочестивую жизнь. Он считал себя избранником Бога, но не задавался вопросом: почему им стал именно он. Келли, с другой стороны, всегда верил, что Ангелы обольщали и использовали их. Он считал, что они были скрытыми демонами.
Трудно понять, почему Ди так и не смог уяснить истинного значения енохианской магии. Причиной, по которой Ангелы выбрали Ди, как человеческий инструмент для записи их системы, был его интеллектуальный гений, его обширное познание шифров и его навыки в математической Каббале. Ди был одним из немногих людей своего времени, желающий и способный осуществить такую передачу, и достаточно умный, чтобы понимать смысл этого.

Открытие врат
Первичное действие магии - открытие врат четырех Сторожевых Башен, которые воздвигнуты по четырем сторонам света. Каждая Башня имеет двенадцать врат, которые ведут в двенадцать Ангельских "городов" или измерений действительности. Врата Сторожевых Башен открываются посредством сорока восьми Ключей (Keys) или Воззваний (Calls) (Ангелы используют оба этих термина). Они могут быть названы Воззваниями, потому что они вызывают Ангельские иерархии из городов, через врата Сторожевых Башен в нашу вселенную. Глава каждой иерархии (названный в квадратах Сторожевых Башен) и его многочисленная свита имеет определенные функции, записанные у Ди в его рукописи на латинском - Liber Scientiae Auxilii и Victoriae Terrestris.
Ди знал Ангельское учение о том, что неповиновение Адама было причиной проклятия Богом Земли. Земля рассматривалась Ангелами как Богиня. Сторожевые Башни были установлены, когда начался отсчет времени, т. е. с того момента, как Адам был изгнан из Рая: "В ту же секунду, когда Адам был изгнан, Бог дал миру время, и поставил над Землей Ангелов-Хранителей, Наблюдателей и Принцев" (James Geoffrey "Енохианская магия доктора Джона Ди", 1994). Мы знаем, что Сторожевые Башни эквивалентны Наблюдателям из "Большого видения" Келли Сторожевых Башен: "Четыре дома - это четыре Ангела Земли, которые есть четыре Блюстителя и Сторожевые Башни..." (Мерик Касабон "Истинное и правдивое сообщение...", 1659).
Вселенная времени, в котором существует человеческое сознание, установлена и поддерживается подобно небольшому пузырю в обширном море вечности. Сторожевые Башни поддерживают сплоченность такого "пузыря". Сторожевые Башни подобны четырем столбам из Египетской мифологии, которые поддерживают небо и удерживают его от хаотичного падения вниз на землю. Четыре Ангела-управителя в Башнях (которые в действительности не отдельны от Башен, но части их) - это хранители времени, они поддерживают и регулируют законы причин и следствий.
Открытие врат Сторожевых Башен должно смешать вечное с временным, допустить Ангелов в наш мир: не только святых Ангелов, которые следуют Божественному плану и вершат его суд во время преобразования известного как Апокалипсис, но и падших Ангелов, которые грешили с дочерями человеческими, и которые будут действовать как Орудия Наказания. Именно в этом смысле енохианская магия - "орудие наказания". В другом месте Ангел Мапсама сообщает Ди: "Вы призвали к мудрости, Бог открыл ее Вам, его суждение: Он доставил вам Ключи, чтобы Вы могли войти ...." (Мерик Касабон "Истинное и правдивое сообщение...", 1659). Врата, однажды открытые, разрешают путешествовать в любом направлении.

Доктрина Ангелов
И язык Ключей, и беседы Ангелов полны апокалиптических образов. Ангелы, кажется, не обращают внимания, когда Ди спрашивает их относительно здоровья далеких друзей или просит раздобыть денег на путешествие, или когда Келли пытается с помощью лести выведать у них тайну красного порошка. Однако истинным учением является описание того, как богиня Земля будет наказана за то, что она служит пристанищем греховному человечеству. Мапсама сообщает Ди:
"Небеса названы праведными из-за их повиновения. Проклята земля из-за ее упрямства. Поэтому те, которые ищут того, что на небесах, должны быть послушны; упрямцы же в конце будут сожжены дотла огнем, как и Земля с ее нечестивостью". (Мерик Касабон Истинное и правдивое сообщение...", 1659).
Это, в общем, и является учением, которое Ангелы с помощью Ди проповедуют коронованным главам Польши и Богемии. Упрямство, или дерзость ложной богини Земли проявляется в ее обеспечении хлебом насущным и защите воплощенных человеческих душ. Богиня Земля предлагает частицы своего собственного тела человеческим душам, из этих частиц они создают свои материальные тела. Необходимость наказать ее и греховность человеческих душ оправдывают енохианских Ангелов, когда те возвещают Апокалипсис.
Ди понял Апокалипсис в традиционном христианском смысле. Но это не совсем верно. Согласно Ди, Апокалипсис должен был быть рядом физических бедствий, вызванных Ангельскими посланцами Бога и по воле Бога в предопределенное время. Однако из общения с енохианскими Ангелами следует иное: Апокалипсис начнется с открытия врат Сторожевых Башен, и эти врата могут быть открыты человечеством только с внутренней стороны. Енохианская магия - это инструмент, переданный Ангелами, который позволит человечеству открыть эти врата.

Инвокация происходит по доброй воле человека
Мы знаем, что Ангелы не могут открыть врата с внешней стороны, потому что для открытия требуется использовать эвокации (или инвокации, как ее называют Ангелы). Это не в силах сделать Ангелы, как об этом Аве говорит Ди:
Ди: Что касается формы нашего Прошения или Приглашения добрых Ангелов, какой вид она должна иметь?
Аве: короткая и краткая речь.
Ди: Мы умоляем тебя, дай нам пример: мы имели бы доверие, а это дало бы больший эффект.
Аве: я не могу сделать этого.
Келли: Но почему?
Аве: Инвокация происходит по доброй воле человека и на основе его страстного стремления: именно поэтому молящийся достигает такого результата, обращаясь к Богу.
Ди: Мы умоляем тебя, скажи, следует ли использовать одну форму для всех воззваний?
Аве: Каждый раз - разные.
Ди: Если можно, продиктуй сейчас какие-либо формы, которые ты имеешь в виду.
Аве Я их не знаю, поскольку я не нахожусь в душе человека.
Эвокация (вызывание извне) и инвокация (взывание к) - функции свободной человеческой воли. Духовные существа должны быть призваны в нашу действительность людьми. Мы сами должны открыть врата и впустить слуг Хоронзона (имя енохианского Люцифера). Эвокация и инвокация - это дело не Ангелов, но людей.
Ангелы могут управлять временем Апокалипсиса, скрывая или открывая истинное познание Сторожевых Башен и Ключей, в соответствии с их целями. Они очень ясно дали понять Ди, чтобы он не работал с ритуальными эвокациями Ключей без их разрешения, которое Ди так никогда и не получил в течение всей жизни. Чтобы быть вдвойне уверенными, они отказались сообщить подробности работы. Хотя они и обещали открыть их после выполнения Соглашения, не имеется никакого свидетельства того, что они сдержали свое слово. Если они и сделали это, то рукопись с деталями, кажется утерянной навсегда.

Ангелов ничто не связывает со временем
По мнению ортодоксальных христиан, Апокалипсис - это прежде всего вереница физических бедствий, вызванных некими существами на физическом уровне. Ангелы Суда явятся на Землю для распространения чумы, вызывания извержений вулканов, землетрясений и т. д. Но необходимо понимать, что это - глубоко материалистское понимание вопроса. Посланцы Апокалипсиса - духи, а духи не имеют физических тел. Они существуют в астральном мире, и не могут непосредственно затронуть физический мир.
Чтобы воздействовать на физический мир, ангелам необходимо использовать людей в качестве своих орудий на материальном плане. Они делают это, управляя поведением людей через человеческое бессознательное. Именно так, управляя людьми, они способны заставлять человечество изменять физический мир. Только через человеческое восприятие Ангелы способны чувствовать физическую вселенную. Это первейшая причина, по которой происходит воплощение душ. Люди - это воплощенные Ангелы.
Точно также Ангелов ничто не связывает со временем - они находятся в вечности, в отличие от людей, которые связаны с пространственно-временным континуумом. Им сложно понять человеческое время. Именно этим можно объяснить ту непоследовательность, с которой передавалось учение Еноха. < p>Таким образом, Апокалипсис, подготовленный енохианскими Ангелами, является внутренним, духовным событием, и только вторичным следствием может стать внешняя физическая катастрофа. Врата Сторожевых Башен, которые стоят на страже в четырех углах нашего измерения реальности - это ментальные конструкции. Когда они открыты, то пропускают демонов Хоронзона - не в физический мир, а в наше подсознание.
Духи - ментальны, а не материальны. Они пребывают в глубинах разума и поддерживают связь с нами через наши сны, неосознанные импульсы, и, более редко, - в видениях наяву. Они затрагивают наши чувства и наши мысли, и это то, что скрыто от нашего сознательного понимания. Иногда они способны управлять нашими действиями, частично, как в случае иррационального поведения и одержимости, или полностью, если духи завладели человеком всецело. Через нас, и только через нас, используя нас как свои орудия, духи способны влиять на физический план.

Демоны в нас самих
Енохианская система учит нас, что мало того, что сам человеческий род должен начать космическую драму Апокалипсиса через магическую формулу, доставленную Джону Ди и Эдварду Келли больше чем четыре столетия назад, но люди сам должны стать теми действующими лицами, которые вызовут на себя чуму, войны, и голод, с таким пугающим красноречием описанные в видении Святого Иоанна. Мы должны позволить войти бесам Хоронзона в наш разум посредством определенной ритуальной работы. Это не будет внезапным проникновением, червь будет прокладывать свой путь в наш подсознание и обустраиваться там ужасающе медленно, годами или даже десятилетиями. Хотя в разуме отдельных лиц, которые будут сопротивляться этому вторжению, демонам будет трудно получить точку опоры, но более гибкими разумами, открытыми их влиянию, они сами овладевают с готовностью.
Как только они примутся за наш разум, мы станем бессильны предотвратить последствия этого, все наши мысли и действия будут оборачиваться хаотическими и разрушительными последствиями. Эти апокалиптические духи обратят человека против человека и племя против племени, постепенно увеличивая степень беснования и хаоса в человеческом обществе, наконец, до полного ужаса, осознание которого возможно лишь в более спокойный период существования человечества. Тление человеческих мыслей и чувств может требовать, чтобы процесс длился поколениями. Только после полного сжигания душ ужас Апокалипсиса достигнет своей заключительной стадии в материальном мире.

Апокалипсис не предопределен
Но то, что Ангелы намеревались вложить в Ключи, и то, что Ключи способны делать фактически, может быть совершенно различным. Духи не безошибочны. Они часто обольщают людей, иногда даже непосредственно. Просто потому что Ангелы поверили, что эта енохианская система магии может вызывать Апокалипсис, совсем не обязательно, что она действительно может это сделать. Это даже не подразумевает, что имеется или будет иметься такая вещь как Апокалипсис.
Однако, вполне понятно, что Ди глубоко заблуждался в своем мнении о том, что Ангелы передали свою систему ради того, чтобы люди могли изучать божественные тайны о природе. На самом деле Ангелы собирались открыть путь для бесов Хоронзона, чтобы те проникли в наше подсознание. После этого, твердо закрепившись в нашем бессознательном, эти духи могли бы получить постоянно растущий контроль над физическим миром, управляя нашими восприятием, эмоциями и мыслями.
Енохианская магия используется вот уже более чем столетие магами, работающими в традиции Ордена Золотой Зари и его последователей без любых очевидных знаков пришествия всеобщего Армагеддона. Очевидно, что эта система может использоваться и для личных целей, даже притом, что это не первичная функция, заданная создавшими ее Ангелами. Современные маги не выполняют полную восемнадцатидневную вступительную инвокацию, которая должна была быть каталитическим спусковым механизмом Апокалипсиса. Мало того, детали этой сложной Работы Апокалипсиса вероятно так никогда и не были даны Ди и Келли, хотя вполне возможно восстановить его схему самостоятельно. Вместо этого, современные маги грызут гранит енохианской магии, постигая использование различных ее аспектов в своих ритуальных методах. Даже неполная и неправильно употребляемая, это - крайне мощная форма магии.
Может быть, енохианская система магии была преднамеренно разработана Ангелами для того, чтобы стать эффективной системой личной магии, чтобы обеспечить ее выживание и непрерывное использование людьми. Какой лучшую гарантию можно придумать, чтобы система использовалась до того времени, когда Ангелы, наконец, решат, что час пробил, и подтолкнут некоего избранного мага, обладающего видением и пониманием, к выполнению Работы Апокалипсиса? Тем не менее, енохианские маги, работающие индивидуально, как использовали систему в своих собственных целях, так и продолжают делать это.

Изложено по книге Donald Tyson. Enochian Magic for Beginners. 1997.
© PAN'S ASYLUM Camp O.T.O.
Перевод Frater Ares

0


Вы здесь » Практик » Магия и ее виды » Енохианская магия