История возникновения енохианской магии.
Изложено по книге Дональда Тайсона "Енохианская магия для начинающих"
Часть 1.
I
Теургия и гоэтия.
Согласно ангелу Аве (Ave), злым ангелам разрешили спуститься на Землю и распространять ложное и разрушительное знание, потому что цари Земли, обретя мудрость, завещанную им Енохом (Enoch), обрели и высокомерие. В качестве наказания Бог послал ложных и вводящих в грех ангелов обучить людей тому, что теперь известно как черная магия. Таким образом, Бог позволил человечеству стать инструментом своего собственного наказания. Однако Аве сообщает Келли, что Бог решил еще раз распространить на Земле истинную мудрость Еноха, которая сохранилась в его небесных книгах. Ди и Келли должны были стать инструментами распространения.
"Теперь ради своего удовольствия Бог решил воскресить это учение снова из тьмы, исполнив свое обещание Еноху"
Бог общался с Джоном Ди, через своего посланника - ангела Аве - и визионера Эдварда Келли, и сообщил, что система магии, которую он дает Ди, - подлинная мудрость Еноха, которую можно "использовать на земле". "Сто и пятьдесят львов, духов зла, греха, и обмана" являются теми же самыми падшими ангелами, которые, по Книге Еноха, грешили со смертными женщинами и дали человечеству развращающее учение. Согласно Аве, это ложное обучение состояло, главным образом, из демонической магии или гоэтии. Абсолютно все сторонники религиозных, философских, или магических систем претендуют на то, что их система - единственно правильная, а все методы, которые отличаются из нее, - развращающие и ложные... Клевеща на другие формы магии, ангелы надеются возвысить свое собственное учение и придать ему большую важность в глазах Ди.
Келли, который прежде, чем начать сотрудничать с Ди, имел значительный опыт и непосредственное знание некромантии и других форм черной магии, сообщает Aве, что мудрость Еноха кажется ему очень похожей на общую магию, известную ему, но Аве уверяет Келли, что "нет, все другие формы - не более, чем игра", имея в виду, что енохеанская магия является единственным истинным волшебством, одобренным Богом и принятым ангелами небес".
Врата и ключи.
Важно понимать, что енохианская магия имеет отношение исключительно к ритуалам воззвания и повелевания ангелами и малыми духами. Говоря о формальном енохианском воззвании, известном как Ключи, ангел Мапсама (Mapsama) сообщает Ди:
"Эти Послания затрагивают все части Мира. Управлять можно как целым миром, так и его частями; Следовательно, Вы можете делать что угодно. Эти послания - ключи к Вратам и Городам Мудрости. Эти врата не могут быть открыты, но их можно увидеть".
Существует 49 Врат к Городам Мудрости. Однако, одни Врата слишком святы, чтобы быть открытыми, таким образом их остается сорок восемь. Города мудрости - духовные области, населенные различными иерархиями ангелов с различными функциями на земле. Эти небесные города представлены сорока девятью квадратами, заполненными буквами и числами, которые содержат сорок девять строк и сорок девять столбцов. Все вместе, эти квадраты являются Книгой Еноха.
Сорок девять квадратов не играют важной роли в енохианской магии. Они служат хаотическим основанием, из которого были выведены слова Ключей во время сеансов видения (общения с ангелами).
Скрытые энергии этих квадратов коллективно воплощены в единственном квадрате, состоящем из четырех квадрантов или малых углов. Он называется Большим квадратом (или Великим Столом или Великой скрижалью). Это - магическая схематическая диаграмма енохианского мира. Каждый квадрант в Большом Квадрате известен как Сторожевая башня. Ключи открывают врата к городам ангелов, чьи имена написаны в Сторожевых башнях и вызывают их многочисленных обитателей. Все вместе, эти сорок восемь Ключей и Большой Квадрат из четырех Сторожевых Башен формируют основу енохианской магии.
Книга Серебряных Листьев.
Есть и другая книга, которая, несомненно, связана с книгой магических квадратов. Ди было предписано создать ее с незаполненными листами, чтобы впоследствии ангелы могли проставить свои подписи. Они должны были надписать книгу непосредственно в течение инициатического ритуала, который устанавливал контакт с енохеанскими иерархиями:
Мапсама: Свяжите вместе 48 листов; они должны быть посеребрены: их периметр должен быть 30 дюймов, длина 8, а ширина 7.
Являясь фактически Книгой Духов, Книга Серебряных Листьев должна была содержать имена, сигилы, и иногда изображения духа, который поступает на службу магу. В ней дух подписывает книгу самостоятельно своими знаками и подписями, и клянется в повиновении. Конечно, фактически он не способен к письму в книге. Он пишет с помощью мага, используя его как свое тело. В случае Ди, ангелы из сорока восьми духовных городов, которые могут быть открыты Ключами, должны были подписаться магическими символами, которые вероятно содержали комбинации чисел и букв.
Однако мы никогда не узнаем о содержании Книги Листьев, так как книга эта, если и была когда-либо сделана, не сохранилась. Таинственные знаки должны были быть надписаны на посеребренном пергаменте мощной великой Матерью многих енохианских ангелов, которая идентифицирует себя только с еврейским именем бога Эхейе (Eheieh). Она является Королевой Открытых Небес. То, что листья книги посеребрены, косвенно намекает на то, что Мать ангелов - это Лунная Богиня, и что енохианская магия является характерно лунной. Понедельник (день Луны) является енохианским воскресеньем.
Енохианская работа.
Книгу Серебряных Листьев следовало заполнить после восемнадцатидневной ритуальной работы, во время которой первоначальное воззвание, составленное Ди и Келли, необходимо было произносить каждый день. Ди был проинструктирован ангелом Аве о том, чтобы в течение первых четырех дней работы он обращал свои воззвания только к именам Бога; следующие четырнадцать дней Ди должен был вызывать иерархии ангелов определенными именами Бога, которым подчинялись эти иерархии.
Выполнив эти ритуалы, Ди получал, наконец, возможность взывать к Созданиям (ангелам) Тридцати Этиров или Воздухов, которые представляют последние тридцать Ключей. В последнем девятнадцатом ключе изменяются только имена этиров, во всем остальном текст воззвания идентичен. По этой причине девятнадцатый Ключ известен как Ключ к Тридцати Этирам. Принцы Этиров управляют, как правило, меньшими духами регионов или королевств мира. Это были духи, распределенные по регионам, географически, - именно ими Ди желал управлять.
Об одеждах и книгах, используемых во время этой работы, Аве говорит: "Вы никогда не должны использовать Предмет одежды после ритуала, а только единожды, точно также как и книгу.
Енохианская магия была запретна для Ди и Келли.
Нет доказательств того, что Ди и Келли когда-либо проводили работу по инициализации енохианских сил. Они ожидали разрешения на это от ангелов, но так никогда его и не получили.
Мапсама: Вы просили мудрости, и Бог открыл ее Вам, по его желанию: Он дал Вам ключи, дабы вы могли войти; Но будьте скромны. Вступайте с разрешения. Не поступите опрометчиво. ... Многие поднимались так высоко, но немногие вступили сюда. Но если разрешение получено, тогда Вы сможете практиковать постоянно. Однако всегда взывайте к Богу и руководствуйтесь доброй целью в своей работе.
Если вдумчиво проанализировать расшифровки енохианских стенограмм, становится очевидно, что ангелы намеревались лишь вручить Ди систему енохианской магии, но они не собирались позволять ему пользоваться ею. Ди и Келли были лишь инструментами, через которые ангелы передали енохианскую магию человеческому роду. Габриэль сообщает Ди и Келли: "через вас двоих время приходит". Ангелы гарантируют Ди и Келли, что они продолжат процветать и будут в безопасности, пока они остаются вместе, потому что они - две части одного целого.
"Пусть провидец смотрит, позаботьтесь о хорошем выполнении его задачи; ибо вы оба - единый орган в этой работе".
Как становится понятно из сообщений ангелов, Келли был предоставлен дар "второго зрения" исключительно для того, чтобы он мог помогать Ди в деле получении енохианской магии.
В другом месте ангел Уриэль, чьими устами говорит Бог, сообщает Келли: "Я сделаю тебя великим Провидцем. Небесное понимание и духовное знание должно быть запечатано через тебя в этом мире". Келли расценивался ангелами как своего рода "психический телефон", через который они могли достигать сознания Джона Ди. Ангелы даже допускали подозрения Келли в их адрес и его устные злые высказывания по их поводу. Они знали, что Келли не переваривает их и рассматривает как обманщиков.
Вместе с тем Джона Ди Ангелы уважают за благочестие и мудрость, но даже ему они не разрешат достичь полного понимания енохианской магии. Ангел Габриэль сообщает это Ди, и указывает на то, что Ди и Келли должны оставаться вместе, чтобы быть единой органической целостностью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Ди и Келли явились двумя половинками человеческого механизма для получения и записи ангельских мистерий. Келли имел способность чувствовать ангелов и слышать их. Ди обладал интеллектом, чтобы понимать и точно транскрибировать их, и исправлять любые ошибки, произошедшие во время сеансов. Отдельно каждый из них не смог бы генерировать систему енохианской магии. Каждый действовал как катализатор другого.
II
Джон Ди и Эдвард Келли.
Невероятное партнерство.
Чтобы понять происхождение енохианской магии, необходимо уяснить себе суть того странного партнерства, которое дало ей возможность появиться на свет. Вряд ли когда-либо соединялись люди, столь различные, как Ди и Келли. Они отличались как день и ночь...
Ди искал познания как инструмент, с помощью которого он мог бы служить своей нации и реконструировать человеческое знание. Все, что хотел Келли, это найти секрет алхимического преобразования, чтобы получить персональное богатство и власть. Каждый из них нуждался в другом, чтобы осуществить свою мечту. Они часто ссорились, но многие годы оставались вместе, и даже после того, как их пути разошлись, все равно были подлинными друзьями.
"Мои вездесущие глаза"
Джон Ди (1527-1608) был старше Келли на двадцать восемь лет. Его отец, Роланд Ди, незначительный и весьма бедный дворянин из Уэльса, служил при дворе короля Генриха VIII.
Он состоял при королевской кухне, где вырезал мясо к столу короля. Молодой Ди был воспитан в гордости: его семья числила в дальних предках древних королей Уэльса.
Уже в юности Ди показал себя вундеркиндом в области математики. В пятнадцать лет он стал студентом Колледжа Сент-Джона в университете Кембриджа. Он превосходил других студентов в учености и учился наукам с фанатическим рвением. Так, например, он пишет: "в 1543, 1544 и 1545 годах я испытывал такое рвение к учебе, что в течение тех лет имел за правило спать только четыре часа каждую ночь; на еду, мясо и напитки, выделял два часа ежедневно; оставшиеся восемнадцать часов (отрываясь лишь для молитвы) я занимался моими исследованиями и изучением наук".
В 1546 он получил степень бакалавра искусств в Колледже Сент-Джона, и позже, в том же самом году, стал одним из первых студентов Колледжа Святой Троицы (Trinity College), недавно основанного Генрихом VIII. Хотя Ди получил в Тринити степень Магистра Искусств, впоследствии занимался многочисленными исследованиями и читал лекции в университетах Louvaine и Парижа, нет ни какого доказательства, что приобрел степень доктора в каком-либо из университетов Европы. Видимо, звание доктора было просто почетно присоединено к нему за его заслуги.
Уже став дипломированным специалистом в Тринити, Ди приобрел прозвище "чародей", которое затем следовало за ним всю его жизнь. Для пьесы Аристофана "Мир" он изобрел механического жука, который поднимал одного из актеров воздух. Механизм был так хорошо разработан, что многие в аудитории думали, что Ди достигал эффекта с помощью сверхъестественных средств.
Когда в 1559 году Елизавета всходила на трон, именно Ди с помощью астрологии выбрал дату ее коронации.
Однажды Ди был вызван, чтобы исследовать восковую куклу, которую сделала ведьма. Куклу, изображающую Королеву, нашли около Гостиницы Линкольна с большой булавкой в сердце.
Всю свою жизнь Елизавета сохраняла самое лучшее отношение и привязанность к Ди, хотя они редко переходили в желательные политические назначения или щедрые дары.
Ди знал латынь, греческий и иврит; был хорошо осведомлен в медицине, одарен в математике, философии, истории, практической астрономии, также как и астрологии, и его уважали как писателя. Он исследовал картографию и навигацию и отвечал за внедрение некоторых новейших научных инструментов в Англии. Еще будучи студентом университета, во время своих поездок на континент он получил звание общественного лектора.
Нельзя сказать точно, но возможно, во время своих континентальных путешествий Ди действовал как агент королевы. Елизавета упоминает Ди как "Моего благородного интеллигента" и "мои Вездесущие Глаза". Также известно одно очень любопытное совпадение - Ди подписывал письма Королеве символами 007.
Ди также инструктировал Королеву в вопросах тайных знаний. Он не только обучал ее астрологии и астрономии, он по ее собственной просьбе давал ей частные уроки о мистериях, описанных в его работе 1564 г. "Иероглифическая Монада".
Ди действовал как личный астролог королевы, советуя ей в персональных и государственных делах, и, вероятно, установил защитные барьеры для нее против оккультных нападений. Елизавета так высоко ценила Ди, что встала на защиту его репутацию в суде, пока сам Ди отсутствовал в Англии. Она конфиденциально гарантировала Ди, что может не стесняться продолжать любые магические эксперименты. Пока королева восседала на троне, он был волен выбирать любые направления магии, "независимо от их характера", и не опасаться судебного преследования за них.
Кроме всего прочего, Ди был одним из главных идеологов правления Елизаветы. Он поощрял поиски северо-западного Пути и предоставил географические и навигационные приборы для кораблей английских мореплавателей Дрейка и Фробишера. Он поддерживал концепцию сильного английского флота, способного противостоять могуществу Испании, и предвидел, что Британская империя распространит свое влияние на весь земной шар. Он исследовал генеалогическую хронологию Тюдоров, чтобы доказать, что Елизавета имела законные притязания на страны Нового Света. Он поддержал преобразование английского календаря. А библиотека его стала самым большим собранием научных и философских книг и рукописей в Англии.
Поиски красного порошка.
Эдвард Келли (1555-1597) родился в Уорчестре в тот самый год, что Джон Ди предстал перед судом по обвинению в измене перед Звездной Палатой (Star Chamber). Мы знаем это потому, что Ди набросал гороскоп Келли. События жизни Келли сомнительны. Он, как считают, был учеником фармацевта, возможно, своего собственного отца. Его истинная фамилия, возможно, была Таллбот, и, возможно, он весьма недолго посещал Оксфордский Университет, тогда ему было около семнадцати лет.
Слухи, окружающие его в жизнь до встречи с Ди, сомнительны. Он, как сообщают, побывал у позорного столба в Ланкастере (Lancaster), по обвинению в подделывании документов о праве собственности на землю.
Однако наиболее печальную известность Келли приобрел после истории, когда вместе со своим другом Полем Варингом он вырыл труп нищего, захороненного на кладбище церкви Walton-le-Dale в округе Ланкашир и вызвал дух мертвого человека, чтобы исследовать жизненные перспективы молодого дворянина. Имеются причины предполагать, что этот акт некромантии действительно имел место, и именно поэтому Ди допустил Келли к изучению гоэтической магии.
Дурная слава, окружившая его после этой истории, вынудила Келли отказаться от профессии писца и покинуть родные края. Тогда-то он и решил посетить Уэльс. Именно здесь, остановившись на ночлег, Келли купил у хозяина гостиницы две шкатулки, в которых находился белый и красный алхимические порошки, а также алхимическую рукопись под названием "Книга Святого Дунстана". Предположительно, хозяин гостиницы получил эти порошки от грабителей могил, которые украли их из склепа некоего католического епископа. Ему был сказано, что, при должном использовании, белый порошок превращает металл в серебро, а красный - в золото.
Есть и другая версия этой истории, которая утверждает, что Ди и Келли вместе отправились в Гластонбери, и что именно там Келли обнаружил порошки и книгу.
Впрочем, обе версии вызывают сомнения. Единственно в чм можно быть уверенным, так это в том, что когда Келли добрался до дома Джона Ди в Мортлейке, у него уже была с собой и алхимическая рукопись, которую он упоминал, как Книгу Дунстана, и немного вещества, которое, как он искренне верил, было "красным порошком" для алхимических манипуляций.
Всю жизнь алхимия оставалась главной страстью Келли. Вероятно, он начал интересоваться этим предметом еще в детстве, наблюдая, как отец смешивает медицинские препараты. Также имеется естественная связь между желанием производить алхимическое золото и фальшивомонетчеством. Да и к Джону Ди Келли обратился лишь с одной целью, - чтобы узнать, как расшифровать Книгу Дунстана и произвести как можно больше этого удивительного красного порошка.
Появление ангелов.
Как видно из приведенных выше биографий, Ди и Келли не имели почти ничего общего. Ди был дворянин, ученый, патриот, пророк, агент Королевы и, к тому же, человек, чьи необычайные знания и благочестие отмечались всеми. Келли был простым человеком, подделывателем, фальшивомонетчиком и некромантом. Его миром была темная сторона деловых отношений и обман.
Однако Келли не был, по сути, злым человеком. Скорее это был просто романтик и мечтатель, который стремился к тайным знаниям, в надежде достичь собственного благополучия. Эта жажда к открытию тайн духовного мира и объединила его с Ди. Если Келли старался для себя, то Ди воодушевлялся службой королеве и нации, однако оба стремились выиграть один и тот же приз. Впрочем, в ту первую встречу ни тот, ни другой еще не могли знать, что их судьбы уже неразрывно переплетены енохианскими ангелами...
Келли достиг Мортлейка 8 марта 1582 года. Ди его представил их общий друг. Келли назвал себя Эдвардом Талботом, и это, возможно, было его настоящим именем. Известность Ди и его личной библиотеки уже распространилась к тому времени на всю Европу. Ученые часто путешествовали в Мортлейк из дальних мест, чтобы проконсультироваться с ним или поработать с его книгами. Их связь могла бы закончиться через несколько дней или недель, но Келли обладал талантом, а Ди очень нуждался в нем - даре второго зрения.
Ди был серьезно заинтересован в исследовании мира духов. Ровно за год до прибытия Келли его обеспокоили странные стуки в спальне. В другой раз, в том же самом году, Ди опять слышал стуки. Так происходило несколько раз до тех пор, пока Ди не убедился в том, что эти шумы были попыткой связаться с ним. Он пробовал вызывать видения в кристалле, выточенном в виде земного шара, и даже достиг умеренного успеха, увидев в кристалле некоего духа.
Однако прошло совсем немного времени, и духи опять начали стучать. Помня свой не совсем удачный опыт, Ди решил нанять частного ясновидца, человека сомнительной репутации по имени Барнабас Соул. Соул, как считают, был "лицензированным проповедником", и имел выраженные способности медиума.
Тем не менее, скоро Ди пришлось прекратить общение с Соулом, т.к. за последнего взялась церковь, обвинив его в колдовстве.
Сразу же по прибытии в дом Ди, Келли начал отрицательно описывать Соула. При этом он сам тоже попробовал получить видения, и результаты, полученные Келли, были настолько захватывающими, что Ди немедленно отказался от услуг любых других провидцев. Они работали вместе, поддерживая самые близкие отношения, и в Англии и на континенте, вплоть до 1587 года, когда они, наконец, начали жить раздельно, и судьбы их разошлись полностью в 1589 году. Ди по воле королевы Елизаветы возвратился в Англию, оставив Келли, который продолжил эксперименты по производству золота для императора Рудольфа II в Богемии.
Разрыв был на совести Келли, а не Ди.
Келли погиб, пытаясь бежать из заключения в одном из замков Рудольфа. До известия о смерти Келли, Ди надеялся воссоединиться со своим провидцем, чтобы общаться с ним как с " хорошим другом".
III
Влияние ангелов.
Кнут и пряник
В течение тех лет, что Ди и Келли провели вместе, енохианские ангелы произвели глубокий эффект на жизни двух людей и их семейств.
Осенью 1583 года Ди и Келли оставил Англию в компании польского дворянина, по имени Альберт Ласки. Вначале, - это было 18 марта того же года, - Ласки в поисках тайной мудрости прибыл в Мортлейк. Ангелы предсказали ему большое политическое будущее, вплоть до получения польской короны, и тот совершенно естественно был польщен и возбужден подобной перспективой. Однако два июля в речах ангелов зазвучали угрозы. Они предупредили о том, что Ласки преследуют два смертельных врага и желают его, а, возможно, и Ди, убить. Предотвратить это можно было, только отправившись в Польшу вместе с Ласки.
Ни Ди, ни Келли не имели ни малейшего желания оставлять Англию, но ими обоими ангелы управляли, так сказать, с помощью кнута и пряника. Им было внушено, что, сопровождая Ласки, они исполнят желания Бога и получат мирскую выгоду.
Угроза в адрес Ди была полностью вымышленной, но он верил в ее существование. Из-за этого и потом всю жизнь страдал от мании преследования. Он всегда был готов уверовать, что люди, занимающие высокое положение, интригуют против него. Благосостояние же Келли было связано с Ди, его нанимателем. Он надеялся использовать Ди, чтобы тот помог ему, с помощью откровений ангелов, обнаружить рецепт красного порошка. Поэтому, раз уж Ди оказался вынужден уехать из Англии, то и Келли пришлось отправиться с ним.
Келли находит "прибежище в мире".
Впрочем, еще до этого Келли испытал давление со стороны ангелов на свою частную жизнь. Ко времени знакомства с Ди он был еще холост. 29 апреля 1582 года ангел Михаэль приказал ему найти свое "прибежище в мире". Объясняя этот любопытный приказ Ди, Келли говорит: "это означает, что я должен жениться, т.е., сделать вещь, к которой я не имею никакого желания. К тому же, никто не может сделать это с чистой совестью, вследствие профессиональной клятвы". Возможно, он упоминал клятву безбрачия, которую приносили профессиональные алхимики. 4 мая Ди пишет в отчете: "они желают, чтобы он [Келли] женился".
Ангелы нашли способ добиться своего. Келли женился на девятнадцатилетней Джоанне Купер (Cooper), девушке из Чиппинг Нортон (Chipping Norton), - города возле Оксфорда, в то время славившегося своими колдунами. Вероятно, Келли знал эту девушку до женитьбы, и может быть, догадывался, что она также разделяла некоторые его магические интересы, хотя нет никаких доказательств, подтверждающих это. Так, Франческо Пуччи (Francesco Pucci), писавший о Ди в 1586 году, описывал Джоанну Келли как "редкий пример юной святости, целомудрия и прочих достоинств".
Келли никогда не хотел брака, и вскоре после женитьбы, этот союз стал невыносим для него. 4 июля 1583 года Келли пришел к Ди в гневе: "Я не могу жить со своей женой, я не люблю ее, нет - я ненавижу ее"...
Их нежелательный брак так и никогда и не стал по-настоящему счастливым.
На языке ангелов.
Ангелы не только принуждают Ди и Келли несколько лет мотаться по всей Центральной Европе, но и отводят Ди роль пророка, которая явно не слишком его радовала. Он должен был путешествовать и встречаться с ведущими лидерами Польши и Богемии, чтобы распространить учение ангелов.
Вопреки желанию Ди, 3 сентября 1584 года они заставили его отправиться на аудиенцию к императору Рудольфу II в Праге, чтобы прочитать ему лекцию по морали. То, что Ди сделал это, свидетельствовало о его мужестве, так как власть Рудольфа была почти абсолютна, а магические действия Ди были похожи на обыкновенное колдовство, что в те времена пахло костром. Рудольф, который выслушал всю лекцию, наверное, был замечательно терпеливым человеком, способным к самоограничению. Ди обратился к нему с такими словами:
Ангел Бога явился ко мне, дабы я упрекнул Вас за Ваши грехи. Если Вы услышите меня, и поверите мне, Вы одержите победу: Если Вы откажетесь слышать глас Бога, создателя Неба и Земли, который говорит моими устами, он сбросит Вас вниз головой с вашего трона.
Но если Вы оставите беззакония свои, и обратитесь к Богу, трон Ваш станет самым могущественным в веках, и сам Дьявол будет вашим пленником...
Легко вообразить, как изумила Рудольфа сумасшедшая смелость Ди: он обратился с подобным заявлением к абсолютному монарху. Может быть, он не обратил внимания на эти слова, приняв Ди за сумасшедшего. В любом случае Ди вряд ли были гарантированы последующие аудиенции. Даже при том, что ангел Уриэль приказал Ди отписать Рудольфу, что он, якобы, обладает секретом Философского Камня, который готов продемонстрировать Императору в их следующую встречу. В итоге, Рудольф подослал к Ди шпиона, доктора Куртца (Kurtz) чтобы выяснить больше подробностей о магии, используемой Ди и Келли, получить дневники Ди, где тот описывал сеансы видения и кристалл английского доктора. Однако тот был достаточно осторожен, чтобы не послать свои книги и документы императору.
После этого эпизода Ди впервые усомнился в ангелах, и на их приказ двигаться из Праги в Краков, для того, чтобы встретиться с польским королем Стефаном Батори, он не реагировал до тех пор, пока не получил письма от Ласки с приглашением в Краков. Ангелы были разъярены, что Ди усомнился относительно их команды и обратились к нему с проклятиями:
"Теперь Бог рассержен и он не забудет этого проступка".
Ангелы прокляли Ди и его потомков в пяти коленах, из-за того, что он помедлил повиноваться их команде. Крайне испуганный, Ди просил снять это проклятие: "О Боже, мне искренне жаль, я, промедлил, и это привело к серьезным проблемам, но ты видишь, как сокрушен я в сердце своем, О, Боже, О, Боже, О, Боже!". Очевидно, это самоуничижение сработало. Ди был прощен, и ангелы сняли проклятие.
"Используйте их сообща"
Самый странный и наиболее интересный пример использования власти, которую енохианские ангелы проявили по отношению к Ди и Келли, - это история с обменом женами. В 1587 году, Келли все более и более неохотно смотрел в кристалл. Он хотел направить все свои усилия в алхимию и советовал Ди использовать в качестве ясновидца его старшего сына Артура. Несколько раз он даже угрожал оставить Ди в Богемии и вернуться в Англию. Ди с неохотой попытался выяснить, сколь семилетний Артур может пригодиться в этом качестве.
Мальчик оказался полностью непригодным для работы, и Ди попросил Келли продолжить сотрудничество в прежнем режиме. Келли позволил себя убедить. Он признавал, что реальная причина его отказа работать состояла в сильной неприязни к ангелам. Они приказали сообщить Ди, что он и Ди должны использовать их жен сообща. Они также заявили, что, если он откажется от этой команды, он будет волен прекратить всю связь с ними.
Когда ангел Мадими появился к Келли после неудачной попытки использовать в качестве ясновидца маленького Артура, Келли разозлился:
Мадими, снимает одежду и оставшись совсем обнаженной, демонстрирует свой стыд.
Э.K.: Тьфу на тебя, таков Дьявол, следовательно, дело нечисто...
Мадими: Во имя Бога, Вы нашли во мне что-то не то?
Ди: Да, потому что ваши вчерашние дела и слова - провоцируют грех, и непохоже, что творит их божье создание.
Мадими: А что есть грех?
Ди: Нарушение Заповедей Божьих.
Мадими: Да, это так. Но если тот же самый Бог даст Вам новые Заповеди, упраздняющие прежние формы греха, которые признавались Законом; Что же станет тогда?
Сначала Ди не поверил, что это распоряжение было дано в прямом, плотском смысле. Но Келли знал лучше.
Ди требовал ясного доказательства, что ангелы действительно желали, чтобы они обменялись женами. Распоряжение было явлено на латыни и написано на белом распятии. Ди был потрясен. Его вера в ангелов, казалось, начала рушиться.
Вследствие этого мы пришли в большое изумление и огорчение, что (как это казалось мне) столь нечистая Доктрина была дана нам теми, кого я всегда (с самого начала и до настоящего времени) почитал и уважал, несомненно, как добрых ангелов... Также и Келли считал их добрыми и верными Министрами Всемогущего Бога. Но теперь мое сердце было воспалено и сокрушено по многим причинам. Также и Э.K. считал, что существует уже достаточно причин, чтобы прекратить все сношения с ангелами.
Однако Ди потребовалось немного времени, чтобы примирить себя с этой странной идеей:
Я сказал Джейн: "По-моему, нет никакой другой возможности, как только нести наш крест, и это должно быть исполнено. После этих слов она упала на колени с рыданиями и минут пятнадцать содрогалась в конвульсиях. А я успокаивал ее, как мог; призывал к богобоязненности и необходимости исполнять его указания, убеждал ее быть послушной Богу, повиноваться ему, помятуя о его тайных целях".
Четверо подписали торжественный договор 18 апреля 1587 года. Они согласились с "эту новейшей и престранной доктриной" и выдвинули свои условия ангелам, чтобы те выполнили свою часть сделки и дали заключительною часть енохианской магии, как обещали.
Ди и Келли ожидали, что ангелы вознаградят их за повиновение мудростью, знанием, способностью и властью вершить справедливость Божью, объявлять и демонстрировать его безошибочную истину людям, к вящей его славе.
Как долго эти четверо продолжали свою совместную семейную жизнь, неизвестно. Сообщение о обмене женами - практически последнее из того, что написано о магическом партнерстве между Ди и Келли. Это наводит на мысль о том, что этот обмен не принес успеха, но с другой стороны, для этого вывода нет никаких оснований, кроме того факта, что вскоре после подписания Договора Ди и Келли стали жить раздельно.
Впрочем, причиной этого, возможно, стала успешная карьера Келли в качестве алхимика, что заставило его проводить больше времени в компании Императора Рудольфа и его придворных. Келли устроил Рудольфу специальное шоу, чтобы убедить императора дать ему титул "Всадника в золоченых доспехах" (eques auratus), что в Англии позже интерпретировалось как рыцарство. Ди упоминает о Келли как о "Бароне Королевства Богемия"
Можно было бы поразмышлять на тему того, как ангелы выполнили обещания, данные этим двум людям. Так, Келли, кажется, получил в дар способность производить подлинный красный порошок, по крайней мере, в течение короткого периода. Это могло бы объяснить внезапный успех Келли в качестве алхимика. Старший сын Ди, Артур, в течение всей своей последующей находил поддержку. Келли успел насладиться внезапной известностью и богатством в Богемии, что и привлекло к нему внимание Императора.
Нет никаких данных о том, как Джоанна Келли относилась к вышеупомянутому Договору, но, вероятно, он страшил ее точно так же, как и трех остальных партнеров. Решение обменяться женами (или мужьями, в зависимости от взгляда на эту историю) было принято только потому, что ангелы обещали великие дары знания и власти, если Ди и Келли раз и навсегда докажут свою веру. Почти нет доказательств, способных подтвердить, что мотивом для этих людей было обычное вожделение.
Гностическое единение?
Большинство современных критиков считает, что обмен женами между Ди и Келли был следствием уловки последнего, якобы, он просто хотел спать с Джейн Ди. Они говорят, что инцидент находится вне связи с остальной частью енохианского знания, что Келли был глубоко несчастен со своей собственной женой, и, возможно, был увлечен Джейн Ди. К тому же надо понимать, что обмен женами нарушает святость брачной клятвы. В елизаветинской Англии прелюбодеяние было серьезным преступлением, особенно для тех мужчин и женщин, которые считали себя добрыми христианами.
Но нет ни какой причины предполагать, что Келли был менее искренен, выражая ужас от такого обмена, чем Ди или его жена. Что касается ангелов, то они предварительно уже дали несколько радикальных доктрин Келли, которые могут быть описаны только как гностические, или, по крайней мере, нехристианские:
- Что Иисус не был Богом.
- Что не должно быть никаких просьб к Иисусу.
- Что нет греха.
- Что душа человека идет от одного тела к другому.
- То число мужчин и женщин, как сейчас, было всегда: То есть, столько человеческих тел и человеческих душ, как сейчас, - ни больше, ни меньше, чем теперь, - было всегда.
- То, что рождение человечества от Адама и Евы не есть реальное историческое событие, а предание, которое имеет другой смысл.
- Нет никакого Святого Знания (Holy Ghost).
- Они (Ди и Келли) не должны молиться Иисусу; а должны его упрекать, ибо он своим высокомерием оскорбил Бога, и т.д.
Также встает вопрос о том, зачем ангелам понадобилось объединять две семьи? Чтобы ответить на него, необходимо вспомнить, что ангелы расценивали Ди и Келли как две половины единого живого организма, который должен был передать их систему магии человечеству. Понятно, что ни Ди, ни Келли никогда бы не согласились на гомосексуальную связь, поэтому для того, чтобы духовно связать их вместе, ангелы использовали оккультные энергии секса, - используя их жен как идентификаторов объекта. Каждая жена представляет ее мужа. В христианстве муж и жена - одна плоть. Сочетаясь с Джейн Ди, Келли становился непосредственно дополнением Ди; точно так же, беря Джоанну Келли в свое ложе, Ди участвовал в символическом единении с Келли.
В енохианских воззваниях есть много гностических образов. Известно, что использование сексуальной энергии, что должно привести к единению с божественным и дать глубокое духовное знания, - это один из аспектов гностицизма. Такая методика использования секса для духовного пробуждения общая для всего мира. Она используется в европейском шаманизме, в Вуду и в тантрических сектах Индии, Китая и Тибета. Она также находит применение в некоторых школах современной западной магии типа Ordo Templi Orientis, тесно связаны с учением Алистера Кроули.
Енохианские дневники прерываются вскоре после обмена женами. Соответственно, связанные с сексуальной энергией открытия последующих сеансов ясновидения, вероятно, содержали много глубоких тайн. Возможно, учение о том, как фактически использовать Сторожевые Башни (Watchtowers) и Ключи енохеанской магии, было получено лишь через недели и даже месяцы после воссоединения четверки.
IV
Енохианская магия и Апокалипсис.
Цель ангелов.
Почему ангелы дали енохианскую магию Джону Ди? Кажется, что ответ на этот вопрос абсолютно не волнует последователей Ди и исследователей его ангельских расшифровок-стенограмм. Ученые склонны считать учение ангелов или преднамеренным обманом Келли, или эфирными фантазиями, вызванными из глубин его бессознательного во время сеансов ясновидения. Однако современные маги, практикующие енохиану, рассматривая этот вопрос, склоняются принять объяснение ангелов, заключающееся в том, что передача знания произошла по желанию патриарха Еноха, который хотел, чтобы человеческая раса получила мудрость ангелов.
Знание, почему система магии была дана именно Ди, является самым важным в понимании реальной цели ангелов. Ди полагал, что знание было наградой за его службу, ведь он передал их сообщения на границы Европы. Он считал себя пророком ангелов и надеялся, что в ближайшем будущем они дадут ему разрешение выполнить инициатический восемнадцатидневный ритуал воззвания, который позволил бы ему использовать духов Сторожевых Башен для своих собственных целей.