РПЦ - Госкорпорация пузатой братвы
Не хочу оскорбить Русскую Православную Церковь, однако, проведу небольшое расследование по вопросу "отношение "народных масс Рунета" к РПЦ. Почему народа из Рунета? Да потому, что это мы с вами, плюс немного троллей от ЧеКа, плюс немного троллей от самой РПЦ. Ну что? поехали:
РПЦ одна из самых многочисленных общественных организаций России, обладающая огромным (что бы там не говорили) влиянием, как на общество, так и на органы государственной власти. В последнее время мы все являемся свидетелями ряда инициатив РПЦ, направленных на установление более тесных отношений с обществом (т.е. с каждым из нас). В частности, внедрение учебного предмета «Основы православной культуры / религии» в школы; для вооруженных сил РПЦ будет «поставлять» капелланов (400 штук пузатиков уже подготовили). Кроме того, РПЦ осудила коммунистическую идеологию, гражданские браки и предложила свою концепцию прав человека. Такая плотность событий, направленных вовне Церкви, усилилась внутрицерковными событиями: созыв Архиерейского собора, преодоление раскола в РПЦ (борьба с епископом Диомидом), борьба с раскольниками, как в России, так и на Украине.РПЦ стала значимой частью общественной жизни и поэтому представляет интерес с социологической точки зрения: как общество относится к этому институту, что полагает для себя приемлемым и полезным, а что неприемлемым.
Общественное мнение традиционно для исследования изучалось посредством анализа комментариев на форумах и на блогах Рунета (по возможности брались последние по времени комментарии за 2008 - 2009 годы). Кстати, отбирались ресурсы по принципу, чем желтее - тем лучше, чем "антинароднее" - тем еще лучше, чем "пархатее", тем совсем было бы прекрасно, но к сожалению все ресурсы пархаты до совсемнемогутак, что с вазелином не влезть. С оговоркой, ресурс должен быть солиден и узнаваем. Были отобраны следующие информационные ресурсы:
1) качественные СМИ (Ведомости, Коммерсант, ИноСМИ, Эхо Москвы);
2) популярные СМИ (Аргументы и факты, Комсомольская правда);
3) наиболее посещаемые ресурсы Рунета (Mail.ru);
4) социальные новостные проекты Smi2.ru, News2.ru;
5) православные ресурсы (Правая.ру, Доброе слово. Православный форум, Русская неделя, Предание.Ру);
5) блоги, в которых обсуждалась деятельность РПЦ.
Общее количество проанализированных комментариев – около двух тысяч.
Для исследования отбирались статьи, в которых РПЦ подается через событие, актуальное для российского общества в целом. Например: осуждение РПЦ коммунистической идеологии, Предлагаемая РПЦ концепция прав человека итд. В то же время темы возможного церковного раскола, прошедшего недавно архиерейского собора – т.е. темы внутрицерковные – не рассматривались. Идея понятна?
В целом, можно отметить, что позитивных суждений о РПЦ, ее представителях и их деятельности всего 9 %, соответственно негативных – 91 %. Однако здесь нужно сделать следующее уточнение. Во-первых, рассматривались только те мнения, в которых обсуждалась деятельность РПЦ, а не отношение к Вере, православию, христианству и т.п. Во-вторых, противники РПЦ, выражают свои оценки прямо по отношению к объекту суждений. В то же время сторонники РПЦ гораздо реже высказывают свое мнение о собственно деятельности РПЦ, сосредоточиваясь на обсуждении вопросов христианства, православия, Бога и под. Поскольку в данных суждениях не представляется возможным выявить отношение респондентов собственно к РПЦ, эти мнения не рассматривались (как и аналогичные им суждения атеистического толка).
Еще одним специфическим моментом выборки неожиданно оказалось примерно равное распределение критических мнений о РПЦ на информационных и на православных ресурсах. Предмет критики, конечно, во многом не совпадает: на информационных ресурсах РПЦ критикуется по всем направлениям обсуждений; на православных ресурсах в фокус негативного отношения попадают иерархи РПЦ, а также некоторые спорные стороны коммерческой деятельности Церкви и связываемые с нею отклонения от норм праведного поведения. В то же время такое явное доминирование негативных суждений свидетельствует о наличии серьезных проблем в самой Церкви.
Облик современного священника
Внешности священника посвящено 5 % всех суждений. Основными особенностями внешности выступают борода, лицо, живот, тело в целом, ряса и крест – посредством которых могут даже называться их владельцы. Так, борода, которая обычно сальная (...схватить всех извращенцев в рясах за сальные бороды..., Эхо Москвы), служит для наименования – бородачи (ну пусть себе парятся, бородачи неумные.., Эхо Москвы). Заметим, что борода здесь ассоциируется и с регрессом, отсутствием цивилизованности.
Лицо представлено исключительно отрицательно (грубая и вульгарная лексика): рожа в телек не влазит, глупую поповью рожу, (наели) харю, злобные морды служителей, рыла воротят... (Попробуй улыбнуться – хотя бы просто солнышку, голубому небу, хорошему дню – тут же вокруг искривившиеся злобные морды служителей и старух, пшикающих и вопящих, что человек себя ведет нехорошо!, Аргументы и факты; Когда к священникам подходишь с проблемами они рыла воротят, Аргументы и факты).
Живот рисуется во всех случаях одинаково – он больших размеров: пузатые брюхи, необъятное брюхо, пузы во (например, Ну почему попы не могут жить спокойно? Денег во, церквей во, пузы во. Че еще надо?, Эхо Москвы). Заметим, что размер живота традиционно сообщает о материальном состоянии его обладателя.
С животом соотносится и описание тела, в целом – дородного: дородная фигура, упитанным фигурам архиереев, сытые прикормленные попы, безобразно-бесформенная тушка "батюшки".
«Портретирование» лица, живота, тела священнослужителя свидетельствует о том, что в представлении большей части общества религиозные деятели просто используют религию в целях личного обогащения. Этим можно объяснить и часто встречаемое слово крестопузые (и крестопузики), обозначающее священнослужителей (с помощью креста (религии) создающие собственные материальные блага (на что указывает просторечное слово пузо)).
Из одежды чаще всего упоминаются ряса, которая также характеризует ее носителя. Здесь могут быть правильно организованные парни в рясах (криминальный характер РПЦ), долгополые и длинорясые; ряса может быть шелковая чистая, а может и замусоленная. Заметим, что описание внешности священнослужителей существенно различается в соответствии с тем, какое звено описывается: нижнее (монахи, сельские священники) или высшее (архиереи), которые предстают в расшитых дорогих одеждах, передвигающиеся на дорогих машинах и т.п.
Автомобили священнослужителей – зарубежного производства. Чаще всего это Ауди (в том числе и последней модели) и мерседесы, встречаются также BMW X5, лимузины, Лэнд Крузер, а также просто дорогие машины и иномарки.
Видно, что «портретирование» священников происходит в негативных тонах. Однако заметим, что негативно «портретируются» обычно священники высшего звена (архиереи). Описание внешности монахов и сельских священников единичны и крайне отличаются от перечисленных выше черт. Приведем характерный пример таких отличий: Монахи явно приехали издалека: на лицах - следы бессонных ночей, в глазах – нечеловеческая усталость. Стоптанная обувь, испачканные дорожной грязью рясы, поношенные не очень теплые куртки и головные уборы, потертые рюкзаки за плечами... В это время к дверям станции подкатил микроавтобус - иномарка, и из него на станцию вошел "батя". Дородная фигура, шелковая чистая ряса, теплая дубленка, меховой головной убор, запах дорогого парфюма. На лице - благостное выражение довольства и сытости. Проходя мимо очереди "батя" взглянул на монахов и отвернулся с выражением полнейшего безразличия на лице. Поднес к турникету магнитную карту и прошел на станцию. Он даже не поприветствовал своих духовных братьев, не помог им... Вот такое вот наблюдение из жизни. Так что стоит ли удивляться, что низовое звено материально обеспечивает верхушку церковной власти? (Доброе слово. Православный форум). Или «портретирование» сельского священника: Мой духовный отец служит более 20 лет в сельском храме Ивановской епархии... Для себя батюшке ничего не надо, как ходил он в одной шляпе и пальто 20 лет назад, так и сейчас ее носит. Как стоял у него в комнате стол да шкаф, да кровать с железной сеткой, так и сейчас стоит (Доброе слово. Православный форум).
Кто есть кто
Иерархам РПЦ посвящено 13 % всех комментариев, при этом упоминаются в основном четыре фигуры: Патриарх (51 упоминание), митрополит Кирилл (16), Чаплин (12) и Кураев (6). В остальных случаях об иерархах говорится обобщенно.
Патриарх выглядит самой противоречивой фигурой в выше приведенном списке. С одной стороны, отмечаются положительные черты, среди которых 1) духовность и отвержение культа денег (Патриарх далек от культа денег, Комсомольская правда); 2) ум и мудрость (патриархи, надо отдать им должное - они ребята ууумные, Mail.ru). С другой стороны, выделяются негативные черты (которых гораздо больше): 1) любовь к роскоши, алчность, захват чужой собственности и лицемерие (Не могу молчать. "Патриарх заклеймил культ денег". Смешно. Таганский парк в Москве РПЦ, с благословения Патриарха, желает прихватезировать. Земля это тоже деньги. А, это как? Одним хапать можно, но с благословения (делиться надо), а другим нельзя (заклеймил)! Борьба с культом денег, с коррупцией в России - это "пчелы против меда", Комсомольская правда), 2) жизнь за чужой счет (...он на халяву всю свою никчемную жизнь прожил, и уверен что булки на деревьях растут, Комсомольская правда), 3) исполнение воли власти, агитация за власть (РПЦ до сих пор не вырулила из кризиса и не избавилась от цезаропапистских привычек. Не Путин с Медведевым виноваты в том, что благословили Медведева на царство, а сам патриарх, сделавший такой чудный PR будущему президенту и при этом очернивший образ самой РПЦ в глазах всего христианского общества, ИноСМИ), 4) благословление безнравственных людей (Его Святейшество ловко уходит от ответа на прямой вопрос. Говорит о нравственности, справедливости, совести и рукой поглаживает тех, кто этих качеств не имеет, зато имеет власть и деньги. А как же анафема, проклятие, отречение, отлучение? То-то я смотрю, бабушки-соседки ищут церковь, в которой свечи подешевле, Аргументы и факты), 5) криминалицация РПЦ (...это могут быть отзвуки внутрицерковной борьбы: группа иерархов хочет отстранить Алексия (или чего-то от него добиться, ну хоть передачи водочных доходов). За второй - по меньшей мере три "торговых церковных мафий", каждая из которых хочет монополизировать церковную безналоговую торговлю и какая-то из мафий - ридигеровская, Эхо Москвы), 6) принадлежность КГБ и КПСС (Офицер КГБ, член КПСС учит меня морали и нравственности. Попутно торгует беспошлинно спиртом и табаком. Молодец патриарх, Аргументы и факты).
Митрополит Кирилл, как и остальные представители РПЦ,представлен непротиворечиво. Митрополит Кирилл, видимо, является самой непопулярной фигурой, как для паствы РПЦ, так и для остальной части общества. Проявляется это, в частности, в том, что его редко называют просто митрополитом Кириллом, чаще – Кирилл сочетается с его фамилией Гундяев (тем самым, отказывают ему в признании его духовной власти, и постоянно эксплуатируют тему неблагозвучности его фамилии). Называют его также табачным митрополитом и отмечают его огромное личное состояние (А что слышно о табачном митрополите-миллиардере Кирилле?, Комсомольская правда), приписывают занятие контрабандой и продажу табака и алкоголя (Тот же Гундяев aka Митрополит Кирилл, засветившийся в свое время на контрабандных сигаретах и алкоголе - хоть он покаялся публично за свои выкрутасы? Да ничего подобного. Сидит, учит всех жить утром по субботам. На государственном канале, Аргументы и факты).
Говорится о любви митрополита к роскоши, его алчности: Вот, митрополит Кирилл ...экуменист номер один во всей Патриархии. Эдак, покручивает ключик от Царства небесного на своем пальчике, словно ключ от нового "мерседеса"!, Протоиерей Тимофей Алферов; или Бог сегодняшней православной церкви - Деньги. Нет, конечно иногда встречаются настоящие священники, которые живут по канонам православия, но сомневаюсь, что они имеют должность схожую с "заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата", Комсомольская правда.
Наконец, выделяется и такие черты, как лицемерие и обслуживание интересов власти в ущерб народу: Поддерживая воровскую россиянскую власть, заигрывая с нею, объясняя людям, что их возмущение существующим сегодня разрушительным порядком вещей, является свойственным русским грехом зависти и злобы (Митрополит Кирилл в ТВ проповеди не так давно говорил об этом), иерархи РПЦ наносят большой ущерб Православию и смуту в сердца паствы, Комсомольская правда.
Единственным позитивным штрихом к «портрету» митрополита Кирилла является его способность популярно разъяснять народу те или иные церковные инициативы: Нужно увидеть изложение позиции РПЦ. Кураев, Кирилл (ОВС РПЦ), или еще кто-нибудь кто мог бы объяснить популярно.
На примере митрополита Кирилла видно четкое различие между отношением к иерархам РПЦ и к самой Церкви со стороны верующих: Я знаю, например, кто такой Гундяев, и он знает, кто он такой. Самое интересное, но и Бог знает, что представляет из себя митрополит Смоленский и Калининградский. А Церковь всегда свята, несмотря на грехи прихожан и священноначалия.
Чаплин и Кураев также даны непротиворечиво. Отмечается конформизм, прикормленность и купленность священнослужителей властями Поп Чаплин – типичный пример прикормленного властью священнослужителя. Все эти песни о неэффективной советской экономике, выдающихся достижениях царской России и прочее в том же духе уже не раз слышали. А в основе - вранье. В том числе и о целях, которые преследует нынешняя власть. Вчера они пели осанну Бориске Нетрезвому, сегодня - другим, завтра будут третьим служить, что бы те не творили. Какому богу молитесь? С уважением отношусь к православным верующим, но бог Чаплина - явно не правый, Комсомольская правда.
В ряде случаев указывается их лицемерие, ложь, а иногда как способность, так и неспособность объяснить церковные инициативы (например, причины канонизации Николая II): "Мы с уважением относимся к лицам, олицетворяющим государственную власть. Хотя бы потому, что они пользуются доверием народа." Кто это ДОВЕРИЕМ НАРОДА пользуется если не секрет? Врет поп по своей православной привычке, Комсомольская правда; Если вы чтец Кураева - то вы чтец не просто глупостей, а чтец лжи, передергиваний, искажений, Mail.ru.
Отмечается и сотрудничество священника (Чаплина) с бандитами: Рупор РПЦ Чаплин призывал паству не ходит на концерт Мадонны т.к. она использует христианские символы для иллюстрации "своих страстей". ЧТО мешает этому же рупору Чаплину призвать паству не ходить на концерты гр. а-ля Бутырка?? А ответ прост и дети (в том числе и 7-летние) должны знать на него ответ СПОНСЕРОВ НЕ ХАЮТЪ!))), Комсомольская правда.
В случае обобщенного обозначения иерархов РПЦ выделяются те же черты, что и в описанных выше примерах: обслуживание интересов власти, властолюбие, алчность, любовь к роскоши, презрение к рядовым священникам, нарушение обетов, злобный нрав, гордыня, чревоугодие и пьянство. Только в одном случае нам встретилось мнение об иерархах РПЦ как о подвижниках.
Подобное отношение к руководству РПЦ в целом соотносится с отношением граждан к светской бюрократии и к государственной власти. Коррупционность, торговля должностями и решениями, неуважение рядовых сотрудников организаций, пренебрежение правами граждан, и мн.др. стало общей нормой. В церкви в силу ее претензий на исполнение духовной миссии подобные проявления «дикого капитализма» приобретают наиболее острый характер.
Церковь и Власть
Тема Церкви и Власти раскрывается двояко: 1) как стремление РПЦ к идеологической, духовной, экономической и политической власти и 2) как сотрудничество и сращение с государственной властью.
Стремление РПЦ к власти прослеживается в комментариях, посвященных самым разнообразным сторонам взаимодействия Церкви и общества. Это и попытка введения ОПК (Основ православной культуры) в школьные учебные планы, и инициативы по созданию института капелланов в армии, и порицание Патриархом гражданских браков, и критика Церковью коммунистической идеологии и Советского государства и мн. др. Согласие с подобными инициативами высказывает незначительная часть общества. В то же время критики РПЦ, защищая светский характер российского государства, не отрицают возможности пропаганды ценностей православия в стране: так, во многих случаях Церкви предлагается создание собственных воскресных школ. Опасение экспансии РПЦ в жизнь общества довольно сильно, и подкрепляется суждениями об агрессивном характере деятельности Церкви (16 % всех контекстов).
Агрессивный характер деятельности РПЦ проявляется в ее одобрении насилия. Отмечается, что РПЦ одобряет войну, убийства, проповедует насилие, убирает / мочит конкурентов, освящает боеголовки, развязывает войны; фанатики РПЦ громят выставки. Говорится и о том, что попы дерутся, избивают оппонентов: Побоище продолжалось около 10 минут, после чего банда запрыгнула в свои машины и уехала. В лужах крови, среди обломков разбитого алтаря остались лежать люди. Десять особо тяжело раненых были госпитализированы с переломами и многочисленными травмами. Следствие установило, что в нападении участвовали члены ультраправых шовинистических организаций, действующих под лозунгом «защиты христианства на Руси». А руководил кровавым набегом православный отец Сергий (Румянцев), Комсомольская правда; или Я не спорю против или за бога. Я про то когда якобы верущие идут и крушат педиков как недавно батюшка крестом звездонул и т.д. Вот я против этих якобы верующих, News2.ru.
Также характерный пример проявления агрессии и нетерпимости к другой точке зрения: Помню на каком-то телешоу, где присутствовал военный священник и представительница Комитета солдатских матерей между ними зашел спор, опасно ли в такой армии служить. Если бы вы видели выражение лица батюшки и слышали интонации его голоса, когда он крикнул в лицо женщине: «А сколько такая мать совершает убийств своими абортами?»! И это при том, что эта женщина ему о своих абортах, естественно, не докладывалась. Христианская любовь, однако, Аргументы и факты.
Принудительный характер воцерковления (в первую очередь, связанный с детьми) становится предметом особого беспокойства общества. В ряде случаев, как, например, в Белгородской области происходит выживание инакомыслящих: "Особое беспокойство вызывает ситуация в Белгородской области, так как там граждане, не желающие обучать своих детей ОПК по тем или иным соображениям, связанным с религией, могут избежать этого только ценой переезда из региона", Комсомольская правда.
Интересно отметить, что сторонники проникновения Церкви в жизнь общества и в государственные структуры в своих аргументах используют тот же озвученный выше принцип: против Церкви – значит, против России и призывают изгнать критиков РПЦ из страны (Поддерживаю полностью обязательность обучения православной культуры. А те, чьи родители по распределению - домой пусть едут, на свою историческую родину и там будут учить то, что там прикажут, Комсомольская правда). К числу потенциальных изгнанников прежде всего «заносят» российских ученых: Пора, давно пора дать по рукам всяким гинзбургам, алферовым, перельманам и прочим "ученым", нагло попирающим основы нашей национальной культуры. Отличная статья на эту тему в "Новых известиях". Название: "под чью дудку пляшет гинзбург?" Не нравится им РКЦ - пусть катятся на все четыре стороны, жалкие отщепенцы. Хватит, натерпелись! То на РКЦ поднимал руку злобствующий анахорет "писатель" Л. Толстой, то некий Д. Сахаров, нагло именовавший себя "физиком-ядерщиком". Между тем, совершенно очевидно, что именно РКЦ и ее иерархи с их бесконечным подвижничеством способны озарить истинный путь человечеству, Ведомости. Или Ну я думаю кто кто, а РПЦ имеет право "гнать на ученых типа Гинзбурга". Неправославные инородцы разрушили 90% всех храмов и расстреляли 90% всех священнослужителей в 20 веке, ИноСМИ.
Однако мнений, призывающих изгнать иноверцев из России, гораздо меньше суждений, призывающих остановить агрессивную экспансию Церкви в светскую жизнь общества. При этом особенную тревогу, возникающую в результате воцерковленческой деятельности РПЦ, вызывают возможные проявления религиозной, национальной и иной розни (4 % всех контекстов). Пользователи высказывают мнения о возможности религиозной вражды в России вследствие введения ОПК в школы (ущерб будут ощущать представители иных конфессий и атеисты). Утверждается, что для РПЦ другие церкви – секты, что РПЦ ненавидит инакомыслящих и обычных людей, не уважает инаковерующих, лишает прав инаковерующих, провоцирует конфессиональную рознь, ставит себя выше других конфессий, высокомерна к другим конфессиям, провоцирует русофобию; а также подпитывает русский национализм, создает религиозный фанатизм, создает фанатиков и способствует национальной дискриминации: Эти бизнесмены от церкви требуют теперь дивидендов от Путина в обмен на его поддержку на выборах. Им ведь наплевать на то, что в России ко всем бедам добавится ещё и религиозная вражда. Ведь только в моей области представлено 20 конфессий - православные 63%, мусульмане 14%, католики, иудеи, протестанты и др. - 6%, и 9% тех, кто верит, но не относит себя ни к какой вере, 8% неверующих (данные социсследований за 2006 год), Эхо Москвы.
При этом приводятся конкретные примеры проявлений религиозного фанатизма, подпитываемого Церковью ...на BMW X5 подъехал батюшка, подошел к камерам, молча попозировал, обозначая свое присутствие и снова удалился в свой джипик. А потом прибежал чувак в чёрном и кричал, размахивая крестом "Я православный хероносец, смерть пидорам!!" Это было по телевизору и в Москве, News2.ru.
Интересно, что проявление ксенофобии усматривается даже внутри семьи (РПЦ всех остальных сектами называет, а из-за этого разлад в семьях, и вообще между людьми, Mail.ru).
РПЦ и российская власть. Эта тема присутствует в 11 % всех контекстов. Здесь выделяется несколько подтем:
1) РПЦ и власть поддерживают друг друга (как варианты: власть потакает РПЦ, власть расплачивается с РПЦ за поддержку на выборах, сращение РПЦ и правительства, сращение церкви и власти, РПЦ выполняет приказы Путина, РПЦ стремится диктовать власти свою волю и под.
2) суд оправдывает все действия РПЦ, в том числе и самые неприглядные: А у нас в России пьяный православный поп сбил насмерть женщину (во время своего поста, между прочим) и получил всего два года условно, Комсомольская правда.
3) РПЦ - государственная структура (варианты: госкорпорация по духовному воспитанию россиян, государственная церковь, министерство по делам духовности РФ, идеологический институт, РПЦ - официальная религия и под.).
4) сотрудничество РПЦ с силовыми структурами: пособники чекистов, РПЦ и КГБ близнецы – братья, РПЦ состоит из агентов КГБ. Близко данной подтеме и сопоставление РПЦ с идеологическим отделом КПСС: РПЦ сменила КПСС, РПЦ сменила отдел пропаганды СССР, РПЦ заняла место идеологического отдела КПСС, Собор РПЦ напоминает пленумы КПСС, священнослужители - бывшие коммунисты и т.п.
В целом, пользователи Рунета сходятся во мнении значительного усиления влияния РПЦ на государственную власть. Сращение Церкви и Власти понимается как сложная система взаимной поддержки и уступок (так, РПЦ официально поддержала кандидатуру Путина на должность премьер-министра, поддерживала проведение боевых действий в Чечне, осуждает «уклонистов» от армейской службы, призывает почитать представителей государственной власти и мн.др.). В то же время власть финансирует многие проекты Церкви, помогает внедриться в образование и вооруженные силы, передает в собственность РПЦ недвижимость и землю, создают особые условия ведения коммерческой деятельности, помогает разрешать в пользу церкви судебные споры.
Коммерческая деятельность РПЦ
Коммерческая деятельность РПЦ (около 5 % контекстов) вызывает единодушное порицание, как среди православных верующих, так и среди остальной части общества. Отмечается, что РПЦ - бизнес-структура, коммерческая структура, частная лавочка, структура для бизнеса и корпорация, а ее служители – бизнесмены от церкви, попы - менеджеры. Основные сферы коммерческой деятельности – импорт табака и алкоголя, торговля, строительство элитного жилья и торговых комплексов, оказание ритуальных услуг, зарабатывание денег на всем, в том числе и незаконная торговля иракской нефтью (В прошлом году Временный управляющий совет Ирака обвинил РПЦ в получении квот от Саддама Хусейна на иракскую нефть. Церковь отрицает какие-либо злоупотребления со своей стороны./// Однако! Вот она супердуховность:-))), Аргументы и факты). Особенно отмечается торговля табачными и алкогольными изделиями.
В качестве редких оправданий коммерческой деятельности РПЦ указывается, что вырученные деньги пойдут на благотворительность: Вот подумайте будет у вас некоторая сумма денег разве не захочется вложить в выгодное и полезное дело-строительство. Разве плохо построить свой торговый центр? Он и доход будет приносить а потом мы с этого дохода будем нуждающимся помогать. И всем будет хорошо, Доброе слово. Православный форум. Однако даже верующие не согласны с подобным доводом по двум причинам: 1) Позорно не само поступление денег для РПЦ. Позорно то, что некоторые из священников становятся "бизнесменами от церкви". Для них получение денег становится самоцелью и возможностью личного обогащения. Для них деньги нужны не для того, чтобы обустраивать свои православные общины, а для собственных нужд. Духовность у этих людей отходит на второй план, становится "ширмой" для корыстных интересов, Доброе слово. Православный форум; или ...автор вроде как говорит, что и раньше было так, что у церкви была собственность. Но сравните, больницы, приюты и заводы и.. элитное жилье и торговые комплексы. Было жутковато просто, когда это читала, честно, Доброе слово. Православный форум.
2) «одностороннее движение» денег в РПЦ: Эти деньги трудно назвать "деньгами церкви", если учесть систему движения денежных потоков в нашей церкви. Деньги у нас движутся снизу вверх. Из приходов - в некую "церковную казну". Сельский батюшка, у которого мало прихожан, порой вынужден содержать свиней, чтобы было чем платить в эту казну регулярный платеж. Обратно - почти никогда. Восстановление храмов идет на деньги приходов, "казна" не помогает. На что же она тратится? Выходит, только на содержание архиереев? Тогда какая польза церкви от масштабных проектов пополнения этой казны?, Доброе слово. Православный форум.
Отдельная тема в обсуждаемом блоке коммерческой деятельности РПЦ – налоговые льготы и финансирование Церкви государством. Отмечается, что РПЦ имеет льготы в налогообложении, не платит налоги, имеет бесплатную недвижимость и землю (РПЦ ни перед кем не отчитывается о своих доходах, не платит налогов на прибыль, не подлежит контролю со стороны антимонопольных и других государственных органов. Благодать!, News2.ru). При этом РПЦ финансируется и за счет госбюджетных средств, что вызывает общественный протест: А разве кто спрашивал налогоплательщиков, беря деньги из бюджета на строительство храмов? Это, батенька, воровством называется, Аргументы и факты; или Вам же, верующим "никто не запрещает" собрать денежку и открыть воскресную школу. На халявку хотите государство пососать, благочестивые вы наши?, Комсомольская правда.
О грехах
Это самая обсуждаемая тема, связанная с РПЦ. Выделим основные направления критики.
1. РПЦ больше не является духовным институтом. Пользователи Рунета полагают, что РПЦ не имеет ничего общего с Верой, с учением Христа, с Богом, с духовностью и даже... с христианством, поскольку использует религию для обогащения (Они (РПЦ) превзошли в своем лицемерии книжников и фарисеев и тогдашних первосвященников, отправивших на крест Иисуса. Казнив его, они взяли его же образ в качестве маркетинговой идеи, и эксплуатируют не стесняясь, Эхо Москвы). Справедливости ради надо отметить, что РПЦ не имеет отношения к казни Христа. Или Церковь в России в значительной степени утратила свое духовное наполнение к началу революции 1917 года. С чего ей быть другой спустя лет сто и вовсе непонятно. Идеологический институт, удобная структура для пропаганды. Бизнеса и карьеры, ИноСМИ.
Более того, РПЦ обвиняют в служении Врагу Человеческому: Дела противоречат словам у РПЦ - так чему разумнее верить? Правильно, делам надо верить, ибо слова в таком случае есть ложь. А лжет Церковь только тогда, когда она полностью соблазнена Врагом Человеческим, сиречь Сатаной. Или наша РПЦ слилась в экстазе с Лукавым, прямыми представителями которого являются КГБ - НКВД, ФСБ и прочие СС, Эхо Москвы.
2. Алчность, любовь к роскоши и сребролюбие (7 % от всех контекстов, характеризующих РПЦ в целом – без учета аналогичных обвинений иерархов Церкви). Здесь приводятся вопиющие случаи нарушения духовной этики в погоне за деньгами, например, В Челябинске местный поп из храма Святых апостолов Петра и Павла, отец Николай по убедительной просьбе владельцев освятил стриптиз-клуб Studio 74, Эхо Москвы.
3. Ложь и лицемерие служителей РПЦ (4 % от всех контекстов, характеризующих РПЦ в целом – без учета аналогичных обвинений иерархов Церкви).
4. Криминальный характер деятельности РПЦ и одобрение криминальной деятельности (2,5 %). Отмечается, что РПЦ принимают подарки от бандитов, дружит с бандитами, поощряет преступников и воровскую власть, а также сама сопоставляется с преступным сообществом: бандитская власть РПЦ, архиерейский сходняк, церковная мафия, братва. Упоминаются темные финансовые потоки, легализация преступных доходов и т.д.
5. Развратные действия священников. В основном, упоминаются гетеросексуальные действия (контексты, указывающие на гомосексуализм и педофилию, встретились всего 2 раза). В некоторых случаях пользователи выступают в роли очевидцев происходящего: У меня знакомый работал на одной станции лодочной, так туда попы приходили постоянно катаца на катерах, с бабами, да еще пятаками расплачивались:))) Приезжали не на жигулях ессесно, News2.ru. Или А еще в Даниловском есть ресторан, этажом ниже сауна с бассейном. Из ресторана в сауну приносят еду и напитки. Пост, не пост, попы развлекаются с "гостями" и развратничают,
Комсомольская правда.
6. Воровство священнослужителей. В Кемерово объявлен в розыск священник Алексей (Галих), эконом Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря г.Ленинска-Кузнецкого, присвоивший более 3 млн рублей. Ему 27 лет, может преподавать ОПК в школах, если найдут, Эхо Москвы. Или более «серьезный» контекст: ...намедни пришла ко мне прелюбопытнейшая информация - оказывается, один из главных идеологов от РПЦ небезызвестный диакон Кураев неоднократно (!) был пойман за руку при ВОРОВСТВЕ книг в одном эзотерическом магазинчике в центре Москвы! Свидетелями тому являлись как раз сотрудники данного магазинчика. Если б тогда люди раздули этот скандал - не быть больше Кураеву главным идеологом РПЦ, Аргументы и факты.
7. Пьянство и нарушение постов священниками. Эта черта отмечается относительно часто, приводится даже высказывание М.В. Ломоносова: В XVIII веке Ломоносов писал: "при всякой пирушке по городам и по деревням попы - первые пьяницы… с обеда по кабакам ходят, а иногда до крови дерутся", Комсомольская правда. Или Вчера по «Вести недели» показывали репортаж о религиозном саммите. Сказали, что католики предпочитали из напитков грейпфрутовый сок, а наши — красное вино. Даже картинку дали, как отцы с немалым удовольствием на лицах бокальчики-то уговаривают. В Петров-то пост! Так что, люди добрые, ко всем догмам надо подходить творчески. Вот чему нас, в частности, учит РПЦ. Сейчас ее апологеты будут говорить, что Петров пост-де нестрогий, можно и вино себе позволить, Аргументы и факты.
8. Проповедь насилия, разжигание межрелигиозной и национальной розни, создание почвы для религиозного фанатизма.
9. Гордыня (иерархов РПЦ) – проявляется с точки зрения общества в том, что церковное руководство никогда не признавало своих ошибок: Но руководство Московской Патриархии ...обладает одной интересной особенностью. Оно еще никогда и ни в чем по существу не каялось. Никакие свои заявления или действия, даже очевидно безнравственные, подлые или безумные, уже не соответствующие новым условиям, не отзывало назад, не отменяло. Все и всегда оправдывалось пресловутой "церковной пользой", протоиерей Тимофей Алферов.
В целом, можно сказать, что РПЦ как социальный институт, несмотря на его внешнюю респектабельность, находится в глубоком кризисе. Претендуя на роль духовного наставника, образ РПЦ в глазах общества далеко не соответствует самым обычным нравственным стандартам, которые разделяет большинство граждан России.
Отредактировано Волчара (2010-06-26 17:47:41)